9 июня 2011 года Минюст зарегистрировал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н, которым утвержден новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок №342н). Документ вступил в силу 1 сентября текущего года, так что теперь арестовывать рабочие места следует по правилам и требованиям, определенным данным нормативным актом.
Новый Порядок №342н готовился при активном участии работодателей, профсоюзов и аттестующих организаций. Он содержит ряд существенных изменений в правилах проведения аттестации рабочих мест и предусматривает полное обновление всех бланков оформления. Как считают в Минздравсоцразвития, от предлагаемого порядка в первую очередь выиграет работник. Ведь именно на основе результатов аттестации разрабатываются и реализуются мероприятия по приведению условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также определяются выплаты и другие виды компенсаций для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и другими особыми условиями труда.
Кроме того, для более достоверной оценки вредных факторов, оказывающих влияние на здоровье работников, Минздравсоцразвития в настоящее время разрабатывает стандарт безопасности труда. Напомним, что стандарты, используемые аттестующими организациями при проведении аттестации, позволяют определить и квалифицировать вредные факторы.
Аттестующая организация
Предыдущий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569 (далее - Приказ №569), утративший силу 1 сентября 2011 года, ввел понятие «аттестующая организация», создав тем самым большую путаницу в понимании места и роли такой организации в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда. В пункте 6 Порядка № 342н дано определение аттестующей организации, вносящее в этот вопрос ясность. Это юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Разъяснив понятие «аттестующая организация», законодатель определил ее статус: она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация.
То есть новый документ позволил установить роль аттестующих организаций как независимого компетентного оценщика. Проводить аттестацию смогут только аккредитованные Минздравсоцразвития организации, осуществляющие оценку условий труда в соответствии с законодательством, а не аффилированные с работодателем структуры. Напомним, что с 1 декабря 2010 года1 проводить аттестацию рабочих мест имеют право только аттестующие организации, вошедшие в Реестр аккредитование организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (его ведет Минздравсоцразвития). Полный перечень организаций, получивших аккредитацию, размещен на официальном сайте мини
1 Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 №205н «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
стерства(http://www.minzdravsoc.ru) в разделе «Трудовые отношения (охрана труда)».
Помимо прояснения роли аттестующей организации по отношению к работодателю новый порядок законодательно определил права и обязанности каждой из сторон. В частности, работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом работа может быть распределена между ними как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
Приведем два примера.
1. Муниципальное автономное учреждение проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда. Всего 20 рабочих мест. Руководство приняло решение привлечь две аттестующие организации, каждая из которых аттестовала по 10 рабочих мест, выдав при этом все необходимые документы (протоколы, карты, ведомости, отчет и т.п.).
2. В муниципальном автономном учреждении 17 рабочих мест, его руководитель также принял решение привлечь две аттестующие организации. Одна из них проводила измерения только по физическим факторам (освещение, шум, пульсация, температура воздуха и т.д.) на всех 17 рабочих местах и выдала по результатам протоколы измерений и оценки. Другая аттестующая организация проводила измерения по всем остальным вредным факторам, имеющимся на рабочих местах АУ, с оформлением протоколов измерений и оценки, карт аттестации, ведомостей и других документов, установленных правилами проведения аттестации рабочих мест.
Члены профсоюза в комиссии обязательны
Прежний порядок содержал рекомендации, а не обязательные требования к составу аттестационной комиссии. Теперь же согласно п. 10 Порядка № 342н в нее нужно будет включать представи
телей профсоюзной организации или иного представительного органа работника. При этом в состав аттестационной комиссии также обязательно должны входить:
- представители работодателя;
- специалист по охране труда;
- представители аттестующей организации.
В качестве представителей работодателя смогут выступать:
- руководители структурных подразделений организации;
- юристы;
- специалисты по кадрам;
- специалисты по труду и заработной плате;
- главные специалисты организации;
- медицинские работники и иные сотрудники.
Возглавлять аттестационную комиссию должен представитель работодателя.
Согласно п. 7 Порядка №342н теперь все действия по оценке условий труда будет проводить аттестующая организация. То есть она превращается в лидирующего участника аттестационной комиссии, что должно уменьшить участие работодателя в аттестации рабочих мест и повысить достоверность ее результатов.
В обязанности членов аттестационной комиссии входят общие контрольные и организационные функции (п. 12 Порядка №342н):
- руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
- формирование комплекта необходимых нормативных правовых и локальных нормативных актов;
- составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации;
- присвоение номера каждому рабочему месту; и др.
Оформляем результаты
Некоторые стадии проведения аттестации рабочих мест в новом нормативном акте стали называться иначе. Кроме того, в соответствии с ранее действовавшим порядком принималось во внимание фактическое состояние условий труда на рабочем месте. По новому порядку будет проводиться комплексная оценка.
По итогам аттестации оформляется три документа: отчет об аттестации, протокол и приказ о завершении аттестации. К отчету
прикладывают документы, перечисленные в п. 44 Порядка № 342н. В частности, сюда входят протоколы проведенных специалистами аттестующей организации измерений и оценок соответствия условий труда нормативам.
В отчетных документах о проведенной аттестации отражаются вредные факторы, обнаруженные на рабочих, местах. Благодаря этому работники получают информацию о неблагоприятных условиях своего труда, а также о дополнительных гарантиях и льготах, которые им за это полагаются (сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплате труда, ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске и др.). По прежнему порядку такие сведения не содержались в отчетных документах.
В соответствии с п. 44 Порядка № 342н аттестационная комиссия рассматривает отчет в течение десяти календарных дней с даты, когда он поступил, подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом руководителю. После получения этих документов работодатель в течение десяти рабочих дней принимает приказ о завершении аттестации, утверждает отчет об аттестации и знакомит работника под роспись с ее результатами.
Дальше у учреждения есть еще десять календарных дней, чтобы отчитаться перед государственной инспекцией труда (п. 45 Порядка №342н). Для этого на бумажном и электронном носителях надо направить сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации. Последняя, в свою очередь, также передает указанные документы в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отметим, что ранее конкретных сроков установлено не было.
Аттестация не по плану
Срок действия результатов аттестации составляет пять лет (в соответствии с прежним и новым порядками). Однако у работодателя в течение этих лет могут появиться новые рабочие места, а старые - измениться. Поэтому возникает необходимость предусмотреть правила для проведения внеплановой аттестации рабочих мест.
Прежний порядок содержал понятие «повторная аттестация», а новый документ (п. 47 - 51 Порядка № 342н) ввел внеплановую. Сравним основания их проведения.
Основания проведения повторной и внеплановой аттестаций
Повторная аттестация рабочих мест | (старый порядок) |
Внеплановая аттестация рабочих . мест (новый порядок) |
Замена производственного оборудования |
Замена производственного оборудования |
Изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и других условий производства |
Изменения технологического процесса, средств коллективной защиты |
Требования компетентных органов о проведении повторной аттестации, если при первоначальной были выявлены нарушения положений прежнего порядка |
Выполнение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда |
|
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест |
|
Результаты государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации |
Результаты внеплановой аттестации оформляются для каждого рабочего места в виде новой карты аттестации с учетом изменений и дополнений.
Обратите внимание, что у работодателя появилась обязанность проводить внеплановую аттестацию при появлении новых рабочих мест. Согласно п. 8 Порядка № 342н аттестацию таких рабочих мест после 1 сентября 2011 года нужно проводить не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию. В порядке, который действовал ранее, говорилось о необходимости проведения аттестации сразу после ввода в эксплуатацию этих рабочих мест. Но конкретных сроков указано не было.
Новый срок касается исключительно тех рабочих мест, которые введены с 1 сентября и позже.
Особенности нового порядка
Несмотря на то, что прежний порядок утратил силу 1 сентября 2011 года, результаты аттестации, проведенной в соответствии с ним, будут действительны до проведения очередного мероприятия. То есть тем, кто уже провел аттестацию в соответствии с Приказом № 569, можно не беспокоиться в течение пяти лет.
Срок, по истечении которого работодатель должен проводить обязательную аттестацию, остался прежним - пять лет. Однако Приказ №569 не прописывал, как отсчитывать это время. В новом же порядке уточнено, что дату надо отсчитывать с завершения предыдущей аттестации, то есть с даты издания приказа руководителя о завершении аттестации и отчета об аттестации. Кроме того, п. 8 Порядка № 342н определяет, что именно считать началом проведения аттестации - за него принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
В новом документе упоминается и про нестационарные рабочие места. Согласно п. 41 Порядка №342н их аттестация проводится с учетом времени выполнения каждой операции, которое определяется экспертным путем. Как правило, экспертная оценка дается на основании данных, указанных в локальных нормативных актах организации-работодателя, а также путем опроса работников и их непосредственных руководителей.
Кроме того, новый порядок вносит ясность в процедуру аттестации таких рабочих мест, на которых приходится выполнять работу, не содержащуюся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности). Согласно п. 42 Порядка № 342н в этом случае оценке подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте. К примеру, если секретарь руководителя, помимо основных функций, выполняет обязанности кадровика, напряженность его труда возрастает. Следовательно, это должно быть отражено в результатах аттестации.
Аттестация может повлиять на страховые взносы
Минздравсоцразвития подготовило поправки в федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»2. Предполагается, что после принятия поправок страхователи будут обязаны предоставлять в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. На основании этих данных фонд будет устанавливать надбавки и скидки к страховому тарифу.
Законопроектом также предусматривается, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу должен рассчитываться по итогам работы страхователя за три года. Напомним, что сейчас для расчета используется лишь один предыдущий год. Планируется, что изменения вступят в силу 1 января 2012 года.
Ответственность и наказание
Одно из самых важных нововведений - распределение ответственности между работодателем и аттестующей организацией. Теперь согласно п. 52 Порядка №342н ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда возлагается непосредственно на работодателя. А вот ответственность за достоверность измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Это вполне логично, поскольку аттестующая организация является независимым от работодателя лицом и оформляет все документы, касающиеся измерений и оценок вредных производственных факторов. Значит, она тоже должна нести ответственность за проведение аттестации.
Надзорные и контрольные функции за соблюдением требований к проведению аттестации рабочих мест работодателем осуществляет государственная инспекция труда в субъектах РФ. К примеру, административная ответственность учреждения-работода- теля наступает в том случае, если в течение определенного срока (десяти дней) оно не передало сведения об аттестации в инспекцию труда. Здесь возникает риск быть оштрафованным по ст. 19.7 КоАП РФ (для организации это 3 ООО - 5 ООО руб.).
Если есть случаи нарушения законодательства о труде и охране труда, ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает штраф до 50 ООО руб. Однако Минздравсоцразвития предлагает увеличить эту сумму до 500 ООО руб. Впрочем, уже сегодня известны примеры, когда на предприятия накладывались довольно значительные штрафы (до 500 000 руб.) за необоснованное предоставление льгот, компенсаций, спецодежды и СИЗ, поскольку на них не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, являющаяся основанием для таких льгот.
Действующее законодательство также предусматривает дисквалификацию должностного лица на срок от одного года до трех лет. Уголовная ответственность по ст. 140 и 143 УК РФ может наступить в том случае, если в организации присутствуют факторы риска для жизни и здоровья людей, работодатель при аттестации не провел необходимых измерений или же не предоставил информацию работникам (либо предоставил ложную информацию), что повлекло за собой массовую гибель или травмирование людей. В этом случае должностному лицу могут грозить санкции вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.
Заключение
Несомненно, введение нового порядка отразится как на работниках, так и на работодателях. Необходимость изменений станет стимулом для работодателей к улучшению условий труда, в том числе за счет применения положений Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 8703, регламентирующего установление компенсаций за работу во вредных условиях труда на основе аттестации рабочих мест.
Руководитель автономного учреждения, №9, сентябрь 2011 г.
С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»
Н.Ю. Костерина, ведущий эксперт ООО «Центр социально-экономических технологий»