Новые правила аттестации рабочих мест - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе Новые правила аттестации рабочих мест

Новые правила аттестации рабочих мест

9 июня 2011 года Минюст зарегистрировал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н, которым утвержден новый Поря­док проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок №342н). Документ вступил в силу 1 сентября текущего го­да, так что теперь арестовывать рабочие места следует по правилам и требованиям, определенным данным нормативным актом.

Новый Порядок №342н готовился при активном участии ра­ботодателей, профсоюзов и аттестующих организаций. Он со­держит ряд существенных изменений в правилах проведения ат­тестации рабочих мест и предусматривает полное обновление всех бланков оформления. Как считают в Минздравсоцразвития, от предлагаемого порядка в первую очередь выиграет работник. Ведь именно на основе результатов аттестации разрабатываются и реализуются мероприятия по приведению условий труда в со­ответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также определяются выплаты и другие виды компенсаций для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опас­ными и другими особыми условиями труда.

Кроме того, для более достоверной оценки вредных факторов, оказывающих влияние на здоровье работников, Минздравсоцразвития в настоящее время разрабатывает стандарт безопасности труда. Напомним, что стандарты, используемые аттестующими организациями при проведении аттестации, позволяют опреде­лить и квалифицировать вредные факторы.

Аттестующая организация

Предыдущий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569 (далее - Приказ №569), утративший силу 1 сентября 2011 года, ввел понятие «аттестующая организация», создав тем самым большую путаницу в понимании места и роли такой организации в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда. В пункте 6 Порядка № 342н дано определение аттесту­ющей организации, вносящее в этот вопрос ясность. Это юриди­ческое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказыва­ющей услуги по аттестации и выполняющей на основании дого­вора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценку соответствия условий труда государственным норматив­ным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации. Разъяснив понятие «аттестующая организация», законодатель определил ее статус: она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах кото­рого проводится аттестация.

То есть новый документ позволил установить роль аттестующих организаций как независимого компетентного оценщика. Прово­дить аттестацию смогут только аккредитованные Минздравсоц­развития организации, осуществляющие оценку условий труда в соответствии с законодательством, а не аффилированные с рабо­тодателем структуры. Напомним, что с 1 декабря 2010 года1 про­водить аттестацию рабочих мест имеют право только аттестую­щие организации, вошедшие в Реестр аккредитование орга­низаций, оказывающих услуги в области охраны труда (его ве­дет Минздравсоцразвития). Полный перечень организаций, полу­чивших аккредитацию, размещен на официальном сайте мини­

1 Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 №205н «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккреди­тация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

стерства(http://www.minzdravsoc.ru) в разделе «Трудовые отноше­ния (охрана труда)».

Помимо прояснения роли ат­тестующей организации по от­ношению к работодателю новый порядок законодательно опреде­лил права и обязанности каждой из сторон. В частности, работо­датель вправе привлечь для вы­полнения работ по аттестации несколько аттестующих орга­низаций. При этом работа может быть распределена между ними как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

Приведем два примера.

1. Муниципальное автономное учреждение проводит аттеста­цию рабочих мест по условиям труда. Всего 20 рабочих мест. Ру­ководство приняло решение привлечь две аттестующие органи­зации, каждая из которых аттестовала по 10 рабочих мест, выдав при этом все необходимые документы (протоколы, карты, ведомо­сти, отчет и т.п.).

2. В муниципальном автономном учреждении 17 рабочих мест, его руководитель также принял решение привлечь две аттесту­ющие организации. Одна из них проводила измерения только по физическим факторам (освещение, шум, пульсация, температу­ра воздуха и т.д.) на всех 17 рабочих местах и выдала по резуль­татам протоколы измерений и оценки. Другая аттестующая орга­низация проводила измерения по всем остальным вредным фак­торам, имеющимся на рабочих местах АУ, с оформлением прото­колов измерений и оценки, карт аттестации, ведомостей и других документов, установленных правилами проведения аттестации рабочих мест.

Члены профсоюза в комиссии обязательны

Прежний порядок содержал рекомендации, а не обязательные требования к составу аттестационной комиссии. Теперь же соглас­но п. 10 Порядка № 342н в нее нужно будет включать представи­

телей профсоюзной организации или иного представительного органа работника. При этом в состав аттестационной комиссии также обязательно должны входить:

-      представители работодателя;

-      специалист по охране труда;

-      представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя смогут выступать:

-      руководители структурных подразделений организации;

-      юристы;

-      специалисты по кадрам;

-      специалисты по труду и заработной плате;

-      главные специалисты организации;

-      медицинские работники и иные сотрудники.

Возглавлять аттестационную комиссию должен представитель работодателя.

Согласно п. 7 Порядка №342н теперь все действия по оценке условий труда будет проводить аттестующая организация. То есть она превращается в лидирующего участника аттестационной ко­миссии, что должно уменьшить участие работодателя в аттеста­ции рабочих мест и повысить достоверность ее результатов.

В обязанности членов аттестационной комиссии входят об­щие контрольные и организационные функции (п. 12 Порядка №342н):

-       руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

-       формирование комплекта необходимых нормативных право­вых и локальных нормативных актов;

-      составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации;

-      присвоение номера каждому рабочему месту; и др.

Оформляем результаты

Некоторые стадии проведения аттестации рабочих мест в новом нормативном акте стали называться иначе. Кроме того, в соответ­ствии с ранее действовавшим порядком принималось во внимание фактическое состояние условий труда на рабочем месте. По ново­му порядку будет проводиться комплексная оценка.

По итогам аттестации оформляется три документа: отчет об ат­тестации, протокол и приказ о завершении аттестации. К отчету

прикладывают документы, перечисленные в п. 44 Порядка № 342н. В частности, сюда входят протоколы проведенных специ­алистами аттестующей организации измерений и оценок соответ­ствия условий труда нормативам.

В отчетных документах о проведенной аттестации отражаются вредные факторы, обнаруженные на рабочих, местах. Благодаря этому работники получают информацию о неблагоприятных ус­ловиях своего труда, а также о дополнительных гарантиях и льго­тах, которые им за это полагают­ся (сокращенной продолжитель­ности рабочего времени, повы­шенной оплате труда, ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске и др.). По прежнему по­рядку такие сведения не содер­жались в отчетных документах.

В соответствии с п. 44 По­рядка № 342н аттестационная комиссия рассматривает отчет в течение десяти календарных дней с даты, когда он поступил, подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом руководителю. После получения этих документов работодатель в течение десяти рабочих дней принимает приказ о завершении аттестации, утверждает отчет об аттестации и знакомит работни­ка под роспись с ее результатами.

Дальше у учреждения есть еще десять календарных дней, чтобы отчитаться перед государственной инспекцией труда (п. 45 По­рядка №342н). Для этого на бумажном и электронном носителях надо направить сводную ведомость результатов аттестации и све­дения об аттестующей организации. Последняя, в свою очередь, также передает указанные документы в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Отметим, что ранее кон­кретных сроков установлено не было.

Аттестация не по плану

Срок действия результатов аттестации составляет пять лет (в со­ответствии с прежним и новым порядками). Однако у работодате­ля в течение этих лет могут появиться новые рабочие места, а ста­рые - измениться. Поэтому возникает необходимость предусмо­треть правила для проведения внеплановой аттестации рабочих мест.

Прежний порядок содержал понятие «повторная аттестация», а новый документ (п. 47 - 51 Порядка № 342н) ввел внеплановую. Сравним основания их проведения.

Основания проведения повторной и внеплановой аттестаций

Повторная аттестация рабочих мест | (старый порядок)

Внеплановая аттестация рабочих . мест (новый порядок)

Замена производственного оборудова­ния

Замена производственного оборудова­ния

Изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и других условий производства

Изменения технологического процесса, средств коллективной защиты

Требования компетентных органов о проведении повторной аттестации, если при первоначальной были выяв­лены нарушения положений прежнего порядка

Выполнение мероприятий по приве­дению условий труда в соответствие с государственными нормативными тре­бованиями охраны труда, а также меро­приятий по улучшению условий труда

 

Ввод в эксплуатацию вновь организован­ных рабочих мест

 

Результаты государственной эксперти­зы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации

Результаты внеплановой аттестации оформляются для каждого рабочего места в виде новой карты аттестации с учетом измене­ний и дополнений.

Обратите внимание, что у работодателя появилась обязан­ность проводить внеплановую аттестацию при появлении новых рабочих мест. Согласно п. 8 Порядка № 342н аттестацию таких рабочих мест после 1 сентября 2011 года нужно проводить не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода в эксплуатацию. В порядке, который действовал ранее, говорилось о необходимо­сти проведения аттестации сразу после ввода в эксплуатацию этих рабочих мест. Но конкретных сроков указано не было.

Новый срок касается исключительно тех рабочих мест, которые введены с 1 сентября и позже.

Особенности нового порядка

Несмотря на то, что прежний порядок утратил силу 1 сентября 2011 года, результаты аттестации, проведенной в соответствии с ним, будут действительны до проведения очередного мероприя­тия. То есть тем, кто уже провел аттестацию в соответствии с При­казом № 569, можно не беспокоиться в течение пяти лет.

Срок, по истечении которого работодатель должен проводить обязательную аттестацию, остался прежним - пять лет. Однако Приказ №569 не прописывал, как отсчитывать это время. В но­вом же порядке уточнено, что дату надо отсчитывать с заверше­ния предыдущей аттестации, то есть с даты издания приказа руководителя о завершении аттестации и отчета об аттестации. Кроме того, п. 8 Порядка № 342н определяет, что именно считать началом проведения аттестации - за него принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестаци­онной комиссии и графика аттестации.

В новом документе упоминается и про нестационарные рабочие места. Согласно п. 41 Порядка №342н их аттестация проводится с учетом времени выполнения каждой операции, которое опреде­ляется экспертным путем. Как правило, экспертная оценка дается на основании данных, указанных в локальных нормативных ак­тах организации-работодателя, а также путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Кроме того, новый порядок вносит ясность в процедуру атте­стации таких рабочих мест, на которых приходится выполнять работу, не содержащуюся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом ра­ботодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности). Согласно п. 42 Порядка № 342н в этом случае оценке подлежат все виды работ, выполня­емые работником на данном рабочем месте. К примеру, если се­кретарь руководителя, помимо основных функций, выполняет обязанности кадровика, напряженность его труда возрастает. Сле­довательно, это должно быть отражено в результатах аттестации.

Аттестация может повлиять на страховые взносы

Минздравсоцразвития подготовило поправки в федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний»2. Предполагается, что после при­нятия поправок страхователи будут обязаны предоставлять в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям тру­да. На основании этих данных фонд будет устанавливать надбав­ки и скидки к страховому тарифу.

Законопроектом также предусматривается, что размер скид­ки или надбавки к страховому тарифу должен рассчитываться по итогам работы страхователя за три года. Напомним, что сейчас для расчета используется лишь один предыдущий год. Планирует­ся, что изменения вступят в силу 1 января 2012 года.

Ответственность и наказание

Одно из самых важных нововведений - распределение ответ­ственности между работодателем и аттестующей организа­цией. Теперь согласно п. 52 По­рядка №342н ответственность за проведение аттестации, до­стоверность и полноту предо­ставления информации в госу­дарственную инспекцию труда возлагается непосредственно на работодателя. А вот ответ­ственность за достоверность из­мерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию. Это вполне логич­но, поскольку аттестующая организация является независимым от работодателя лицом и оформляет все документы, касающиеся измерений и оценок вредных производственных факторов. Зна­чит, она тоже должна нести ответственность за проведение атте­стации.

Надзорные и контрольные функции за соблюдением требований к проведению аттестации рабочих мест работодателем осущест­вляет государственная инспекция труда в субъектах РФ. К при­меру, административная ответственность учреждения-работода- теля наступает в том случае, если в течение определенного срока (десяти дней) оно не передало сведения об аттестации в инспек­цию труда. Здесь возникает риск быть оштрафованным по ст. 19.7 КоАП РФ (для организации это 3 ООО - 5 ООО руб.).

Если есть случаи нарушения законодательства о труде и охране труда, ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает штраф до 50 ООО руб. Однако Минздравсоцразвития предлагает увеличить эту сумму до 500 ООО руб. Впрочем, уже сегодня известны примеры, когда на предприятия накладывались довольно значительные штрафы (до 500 000 руб.) за необоснованное предоставление льгот, ком­пенсаций, спецодежды и СИЗ, поскольку на них не была проведе­на аттестация рабочих мест по условиям труда, являющаяся осно­ванием для таких льгот.

Действующее законодательство также предусматривает дис­квалификацию должностного лица на срок от одного года до трех лет. Уголовная ответственность по ст. 140 и 143 УК РФ может на­ступить в том случае, если в организации присутствуют факторы риска для жизни и здоровья людей, работодатель при аттестации не провел необходимых измерений или же не предоставил ин­формацию работникам (либо предоставил ложную информацию), что повлекло за собой массовую гибель или травмирование лю­дей. В этом случае должностному лицу могут грозить санкции вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.

Заключение

Несомненно, введение нового порядка отразится как на работ­никах, так и на работодателях. Необходимость изменений станет стимулом для работодателей к улучшению условий труда, в том числе за счет применения положений Постановления Прави­тельства РФ от 20.11.2008 № 8703, регламентирующего установ­ление компенсаций за работу во вредных условиях труда на осно­ве аттестации рабочих мест.

 

Руководитель автономного учреждения, №9, сентябрь 2011 г.

С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»

Н.Ю. Костерина, ведущий эксперт ООО «Центр социально-экономических технологий»

 

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение