Какой профсоюз - сила? - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе Какой профсоюз - сила?

Какой профсоюз - сила?

Сегодня многие работники органи­заций задаются вопросами: какими должны быть современные профсо­юзы, и нужны ли они вообще? Мне­ние о том, что деятельность профес­сиональных объединений незаметна и неэффективна, довольно распро­странено. А между тем наличие про­фсоюзного органа в организации поможет работодателю решить ши­рокий круг вопросов социальной по­мощи и поддержки своих работни­ков, а также создать им достойные условия труда и отдыха.

Сегодня в России существует большое количество профсоюзных организаций, их объединений и ассоциаций, общая числен­ность которых составляет около 30 млн человек. Их представители регулярно принимают участие в заседаниях федерального и реги­ональных правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. Однако подавляющее большинство профсоюзов страны трудно назвать объединениями работников: одновремен­но с рабочими и инженерами в одном профсоюзе может состоять административный персонал. Нигде в мире такого нет, посколь­ку главным признаком подобных организаций является объедине­ние работников по профессиональным интересам. В то же время во многих отечественных компаниях и учреждениях под «выве­ской» профсоюзных органов осуществляется социальное обеспече­ние трудящихся.

Сказанное, конечно, не означает, что настоящих профсоюзов в России совсем не осталось. За последние десять лет появилось много новых организаций работников, которые на деле доказа­ли свою способность защищать их права и интересы. Некоторые из «старых» профсоюзных организаций также сумели завоевать уважение нового поколения трудящихся.

Между тем отношение общественности к профсоюзам оставляет желать лучшего. Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что 39% респондентов считают деятельность профсоюзов незаметной, бесполезной и неэффективной, и лишь 16% уверены, что профсоюзы все-таки борются за интересы работников. Почти половина опро­шенных (46%) вообще не доверяет подобным объединениям.

Главной причиной формирования такого мнения является то, что деятельность профсоюзов не имеет широкого освещения в СМИ, поэтому большинство россиян продолжают связывать ее с распределением путевок на лечение и отдых, оплатой по боль­ничным листам и т. п.

Как развивались профсоюзы

В истории возникновения профессиональных объединений есть немало интересных страниц. Первые объединения рабочих были нелегальными и создавались для организации отдельных акций (стачек), после окончания которых рассыпались. В середине 90-х годов XIX века число таких объединений резко увеличилось. Тог­да известный русский деятель полицейского сыска, полковник От­дельного корпуса жандармов С. В. Зубатов предложил убрать рево­люционеров из рабочей среды и подменить их правительственны­ми агентами, то есть назначить своих лидеров в рабочие объедине­ния. Это решение привело к тому, что к 1902 году громадная сеть уже легальных рабочих организаций распространилась по всей империи. Получается, что первые профсоюзы в России были соз­даны по указу «сверху», с царского позволения, в целях сохранения монархии и государства, а не «снизу», как это должно было быть на самом деле.

После революции 1917 года профсоюзные организации стали мощным рычагом советской власти в решении важнейших эконо­мических, социальных и даже военных вопросов, и так продолжа­лось вплоть до 1990 года. В собственность профсоюзам были пере­даны почти все объекты социальной сферы страны: дома отдыха, пансионаты, санатории, детские сады и пр. Профсоюзы распреде­ляли квартиры, машины и другие дефицитные товары, следили за соблюдением законов о труде.

Развал советской экономики вызвал кризис профсоюзного дви­жения в России. Если раньше членство в профсоюзах было стро­го обязательным, то теперь начался массовый отток работников. На многих предприятиях профсоюзы распустились, а новые, толь­ко что возникшие компании препятствовали созданию у себя про­фсоюзных ячеек.

После распада СССР стали появляться профсоюзы нового типа, так называемые альтернативные профсоюзы, которые начали ак-

тивно защищать права работников и устраивать забастовки. Сегодня наиболее известные из них - «Защита труда», «Сибирская конфедерация труда», «Соцпроф», «Всероссийская конфедерацИЯ труда» и др. Несколько видоизменились но сохранились и традиционные организации имеющие поддержку со стороны государства, Большинство российских от-

раслевых и территориальных профсоюзов объединились в Федерацию независимых

профсоюзов России (ФНПР), сегодня в них состоит около 80% трудящихся.

Однако впечатляющая статистика вовсе не свидетельствует об успехах профессиональных объединений и их популярности среди работников. Опросы последних лет показывают, что лишь треть членов профсоюзных организаций обращались к ним со сво­ими проблемами. В подавляющем большинстве случаев люди, как и в советские времена, были озабочены социально-бытовыми вопросами, возникающими на уровне конкретного предприятия или учреждения.

На пути к социальному партнерству

Проблема развития цивилизованных отношений в социально­трудовой сфере в конце XX века привела к появлению нового на­правления - социального партнерства, главная цель которого заключается в достижении баланса между работниками, ра­ботодателями и государством. Этот специфический тип отно­шений должен регулироваться с помощью законов, нормативно­правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Основны­ми принципами здесь выступает равноправие сторон, уважение

и учет интересов каждой из них, добровольность, демократичность и т.д.

Новые отношения в социально-трудовой сфере в нашей стране стали возникать после издания Указа Президента РФ от 15.11.1991 №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых спо­ров (конфликтов)». В частности, в 1992 году начала работать Рос­сийская трехсторонняя комис­сия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, призванная, по замыслу ее созда­телей, воплощать в жизнь идею со­циального партнерства. Именно в это время образовались ФНПР, «Соцпроф» и др. Стали появляться и объединения работодателей - Российский союз промышленни­ков и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов.

Однако на практике система социального партнерства в России пока не получила развития. Уже несколько лет число членов тради­ционных и альтернативных профсоюзов не увеличивается. Появи­лись работники по срочному договору, которые не склонны всту­пать в рабочие объединения. Еще одной слабой стороной проф­союзного движения стала утрата связи руководства с рядовыми членами и неспособность предложить им защиту труда, социаль­ные льготы и услуги. В то же время работодатели (другой участник социального партнерства) оказались не готовы подписывать кол­лективные договоры, брать на себя реальные обязательства в сфере трудовых отношений.

Со стороны третьего участника партнерства - государства - так­же существует немало сложностей. Это и пробелы в законодатель­ной базе, и слабая координация процессов общественного разви­тия, разлад и разобщенность субъектов социального партнерства (профсоюзов и работодателей).

Между тем опыт европейских стран показывает, что развитие социального партнерства - это необходимый элемент рыночных отношений. Цель такого партнерства заключается в формирова­нии солидарности и осознании ответственности всех сторон друг перед другом. При этом создаются условия для обеспечения занятости трудоспособного населения, улучшается организация производства и условий труда, повышается уровень жизни, совер­

шенствуются способы и методы социальной и правовой защиты работников. Кроме того, социальное партнерство обеспечивает гражданскому обществу социально-экономическую безопасность, помогает разрешить противоречия, возникающие в социально­трудовой сфере, в частности между государством и бизнесом, госу­дарством и работниками.

Партнерство в сфере образования

Социальное партнерство в сфере образования - особый тип взаи­модействия образовательных учреждений с различными институ­тами рынка труда: работодателями, территориальными подразде­лениями Федеральной службы по труду и занятости, региональны­ми органами исполнительной власти, общественными организа­циями и т.д. Такое партнерство содействует процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных работников, быстро адап­тирующихся к изменениям рынка труда, а в этом заинтересованы как работодатели, так и работники образовательных организаций. Ведь, чем качественнее проведет профессиональную подготовку учебное заведение, тем меньше у его выпускников будет проблем с трудоустройством, конфликтов с работодателями, а следователь­но, тем более востребованным у абитуриентов будет данное обра­зовательное учреждение.

Для выстраивания подобного типа взаимодействия потребуется готовность школ, вузов, институтов к сотрудничеству. Безусловно, должна присутствовать и инициатива самих участников системы образования (учителей, родителей, студентов). Только в этих усло­виях социальное партнерство поможет образовательному учреж­дению привлечь дополнительные ресурсы на развитие.

Отметим, что механизм социального партнерства позволяет учителям и педагогам принимать участие в регулировании об­разовательной деятельности. В частности, в переговорах между ассоциацией школьных директоров (или попечительскими сове­тами) и учительским профсоюзом последний может сыграть весо­мую роль при решении вопросов, касающихся условий оплаты тру­да, прав работников, предоставления льгот и охраны труда. Однако вместе с возможностью участвовать в принятии важных решений профсоюзы берут на себя ряд обязательств по обеспечению общего качества образования.

цих органов.

Одним из сильнейших и старейших общероссийских профсою­зов сегодня является профессиональный союз работников народ­ного образования и науки. Он объединяет более 5 млн человек.

Среди них работники дошколь­ных образовательных учрежде­ний, учителя всех типов и видов общеобразовательных учреж­дений, работники начального, среднего и высшего профессио­нального образования, студен­ты, а также педагоги на пенсии. В его структуре 78 республикан­ских, краевых и областных ор­ганизаций, 2 488 окружных, го­родских, районных и 96 231 пер­вичная профсоюзная организация. Это объединение активно про­водит работы по повышению уровня оплаты труда работников образования и совершенствованию нормирования труда, ведет правозащитную деятельность, активно учувствует в подготовке, обсуждении и принятии законодательных актов.

Какая польза работодателю?

Наличие профсоюзной ячейки в учреждении может иметь для его руководителя ряд преимуществ. Прежде всего профсоюз - это по­средник между работником и руководством. С его помощью мож­но предупредить появление негативных настроений среди трудя­щихся, узнать микроклимат, царящий в коллективе, своевременно решить проблемы, не допуская возникновения социального на­пряжения. С профсоюзом легче и продуктивнее, нежели непосред­ственно с работниками, решать вопросы в рамках социального партнерства.

С представителями работников в лице профсоюза целесообразно заключить коллективный договор. Так работодатель защитит себя от необоснованных претензий по использованию средств на обе­спечение гарантий и льгот, которые могут возникнуть как со сто­роны работников, так и у проверяющих органов. В договоре можно сразу прописать отказ работников от забастовок.

Работники АУ «Солнышко» выставили его директору претензии о том, что работают во вредных условиях, и, грозя забастовкой, потребовали денежной компенсации.

Работодатель решил уладить конфликт путем переговоров с представи­телем работников - председателем первичной профсоюзной организации (ППО). Совместно они приняли решение провести оценку условий труда (в соответствии со ст. 212 ТК РФ, а также Приказом ЛЛинздравсоцразви-тия РФ от 31.08.2007 №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Оказалось, что почти все рабочие места отвечают существующим нор- Ор- мам. Лишь некоторые кабинеты были недостаточно освещены, что было устранено в течение двух недель после завершения аттестации. Таким об­разом, работникам было доказано, что их условия труда соответствуют всем требованиям, а значит, компенсация не полагается (ст. 219 ТК РФ).

Во избежание повторов ситуации директор учреждения и председатель ППО заключили коллективный договор, в котором прописали отказ работ­ников от забастовок, выбрали среди сотрудников учреждения уполномо­ченных для контроля соблюдения требований охраны труда. В договоре также была прописана обязанность работодателя финансировать меро­приятия по охране труда в размере 0,3% суммы затрат на основную дея­тельность организации. В результате наличие профсоюза помогло быстро и цивилизованно разрешить конфликт.

Грамотный руководитель, не только заинтересованный в эко­номии средств, направляемых на обеспечение условий труда ра­ботников, но и заботящийся о репутации учреждения, понимает, что профсоюз является его помощником в создании безопасных ^ условий и охраны труда. Профсоюзные органы могут своевременно информировать о недостатках в системе охраны труда, что позволя­ет оперативно принять соответствующие меры для предупрежде­ния несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Кроме того, сотрудничество с объединением работников по различным вопросам способствует укреплению личного авторитета руководи­теля как в коллективе, так и за пределами учреждения.

Совместная деятельность по вопросам охраны труда может при­нять и такую форму. В организации создается комитет (комиссия) по охране труда, в состав которой на паритетной основе входят представители работников и работодателя. Инициатива создания комитета может исходить от любой из сторон.

Назовем и еще одно преимущество. При наличии профсоюза в ор­ганизации с ним согласовываются почти все виды локальных доку­ментов: инструкции, положения, перечни, акты и т.д., что дает воз­можность работникам участвовать в управлении и одновременно снимает с работодателя часть ответственности.

Таким образом, используя механизм социального партнерства, работодатели решают широкий спектр вопросов социальной помо­щи и поддержки своих работников, создают им достойные условия труда, отдыха, медицинской помощи, страхования, представления различных льгот и др. Все это не только влияет на создание безо­пасных условий на рабочих местах, но и повышает уровень корпо­ративной культуры.

Руководитель автономного учреждения, №7, июль 2010 г.

С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»

 

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение