Сегодня многие работники организаций задаются вопросами: какими должны быть современные профсоюзы, и нужны ли они вообще? Мнение о том, что деятельность профессиональных объединений незаметна и неэффективна, довольно распространено. А между тем наличие профсоюзного органа в организации поможет работодателю решить широкий круг вопросов социальной помощи и поддержки своих работников, а также создать им достойные условия труда и отдыха.
Сегодня в России существует большое количество профсоюзных организаций, их объединений и ассоциаций, общая численность которых составляет около 30 млн человек. Их представители регулярно принимают участие в заседаниях федерального и региональных правительств, международных симпозиумах, форумах и конференциях. Однако подавляющее большинство профсоюзов страны трудно назвать объединениями работников: одновременно с рабочими и инженерами в одном профсоюзе может состоять административный персонал. Нигде в мире такого нет, поскольку главным признаком подобных организаций является объединение работников по профессиональным интересам. В то же время во многих отечественных компаниях и учреждениях под «вывеской» профсоюзных органов осуществляется социальное обеспечение трудящихся.
Сказанное, конечно, не означает, что настоящих профсоюзов в России совсем не осталось. За последние десять лет появилось много новых организаций работников, которые на деле доказали свою способность защищать их права и интересы. Некоторые из «старых» профсоюзных организаций также сумели завоевать уважение нового поколения трудящихся.
Между тем отношение общественности к профсоюзам оставляет желать лучшего. Результаты опроса ВЦИОМ показывают, что 39% респондентов считают деятельность профсоюзов незаметной, бесполезной и неэффективной, и лишь 16% уверены, что профсоюзы все-таки борются за интересы работников. Почти половина опрошенных (46%) вообще не доверяет подобным объединениям.
Главной причиной формирования такого мнения является то, что деятельность профсоюзов не имеет широкого освещения в СМИ, поэтому большинство россиян продолжают связывать ее с распределением путевок на лечение и отдых, оплатой по больничным листам и т. п.
Как развивались профсоюзы
В истории возникновения профессиональных объединений есть немало интересных страниц. Первые объединения рабочих были нелегальными и создавались для организации отдельных акций (стачек), после окончания которых рассыпались. В середине 90-х годов XIX века число таких объединений резко увеличилось. Тогда известный русский деятель полицейского сыска, полковник Отдельного корпуса жандармов С. В. Зубатов предложил убрать революционеров из рабочей среды и подменить их правительственными агентами, то есть назначить своих лидеров в рабочие объединения. Это решение привело к тому, что к 1902 году громадная сеть уже легальных рабочих организаций распространилась по всей империи. Получается, что первые профсоюзы в России были созданы по указу «сверху», с царского позволения, в целях сохранения монархии и государства, а не «снизу», как это должно было быть на самом деле.
После революции 1917 года профсоюзные организации стали мощным рычагом советской власти в решении важнейших экономических, социальных и даже военных вопросов, и так продолжалось вплоть до 1990 года. В собственность профсоюзам были переданы почти все объекты социальной сферы страны: дома отдыха, пансионаты, санатории, детские сады и пр. Профсоюзы распределяли квартиры, машины и другие дефицитные товары, следили за соблюдением законов о труде.
Развал советской экономики вызвал кризис профсоюзного движения в России. Если раньше членство в профсоюзах было строго обязательным, то теперь начался массовый отток работников. На многих предприятиях профсоюзы распустились, а новые, только что возникшие компании препятствовали созданию у себя профсоюзных ячеек.
После распада СССР стали появляться профсоюзы нового типа, так называемые альтернативные профсоюзы, которые начали ак-
тивно защищать права работников и устраивать забастовки. Сегодня наиболее известные из них - «Защита труда», «Сибирская конфедерация труда», «Соцпроф», «Всероссийская конфедерацИЯ труда» и др. Несколько видоизменились но сохранились и традиционные организации имеющие поддержку со стороны государства, Большинство российских от-
раслевых и территориальных профсоюзов объединились в Федерацию независимых
профсоюзов России (ФНПР), сегодня в них состоит около 80% трудящихся.
Однако впечатляющая статистика вовсе не свидетельствует об успехах профессиональных объединений и их популярности среди работников. Опросы последних лет показывают, что лишь треть членов профсоюзных организаций обращались к ним со своими проблемами. В подавляющем большинстве случаев люди, как и в советские времена, были озабочены социально-бытовыми вопросами, возникающими на уровне конкретного предприятия или учреждения.
На пути к социальному партнерству
Проблема развития цивилизованных отношений в социальнотрудовой сфере в конце XX века привела к появлению нового направления - социального партнерства, главная цель которого заключается в достижении баланса между работниками, работодателями и государством. Этот специфический тип отношений должен регулироваться с помощью законов, нормативноправовых актов, коллективных договоров и соглашений. Основными принципами здесь выступает равноправие сторон, уважение
и учет интересов каждой из них, добровольность, демократичность и т.д.
Новые отношения в социально-трудовой сфере в нашей стране стали возникать после издания Указа Президента РФ от 15.11.1991 №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В частности, в 1992 году начала работать Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, призванная, по замыслу ее создателей, воплощать в жизнь идею социального партнерства. Именно в это время образовались ФНПР, «Соцпроф» и др. Стали появляться и объединения работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов.
Однако на практике система социального партнерства в России пока не получила развития. Уже несколько лет число членов традиционных и альтернативных профсоюзов не увеличивается. Появились работники по срочному договору, которые не склонны вступать в рабочие объединения. Еще одной слабой стороной профсоюзного движения стала утрата связи руководства с рядовыми членами и неспособность предложить им защиту труда, социальные льготы и услуги. В то же время работодатели (другой участник социального партнерства) оказались не готовы подписывать коллективные договоры, брать на себя реальные обязательства в сфере трудовых отношений.
Со стороны третьего участника партнерства - государства - также существует немало сложностей. Это и пробелы в законодательной базе, и слабая координация процессов общественного развития, разлад и разобщенность субъектов социального партнерства (профсоюзов и работодателей).
Между тем опыт европейских стран показывает, что развитие социального партнерства - это необходимый элемент рыночных отношений. Цель такого партнерства заключается в формировании солидарности и осознании ответственности всех сторон друг перед другом. При этом создаются условия для обеспечения занятости трудоспособного населения, улучшается организация производства и условий труда, повышается уровень жизни, совер
шенствуются способы и методы социальной и правовой защиты работников. Кроме того, социальное партнерство обеспечивает гражданскому обществу социально-экономическую безопасность, помогает разрешить противоречия, возникающие в социальнотрудовой сфере, в частности между государством и бизнесом, государством и работниками.
Партнерство в сфере образования
Социальное партнерство в сфере образования - особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами рынка труда: работодателями, территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями и т.д. Такое партнерство содействует процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных работников, быстро адаптирующихся к изменениям рынка труда, а в этом заинтересованы как работодатели, так и работники образовательных организаций. Ведь, чем качественнее проведет профессиональную подготовку учебное заведение, тем меньше у его выпускников будет проблем с трудоустройством, конфликтов с работодателями, а следовательно, тем более востребованным у абитуриентов будет данное образовательное учреждение.
Для выстраивания подобного типа взаимодействия потребуется готовность школ, вузов, институтов к сотрудничеству. Безусловно, должна присутствовать и инициатива самих участников системы образования (учителей, родителей, студентов). Только в этих условиях социальное партнерство поможет образовательному учреждению привлечь дополнительные ресурсы на развитие.
Отметим, что механизм социального партнерства позволяет учителям и педагогам принимать участие в регулировании образовательной деятельности. В частности, в переговорах между ассоциацией школьных директоров (или попечительскими советами) и учительским профсоюзом последний может сыграть весомую роль при решении вопросов, касающихся условий оплаты труда, прав работников, предоставления льгот и охраны труда. Однако вместе с возможностью участвовать в принятии важных решений профсоюзы берут на себя ряд обязательств по обеспечению общего качества образования.
цих органов.
Одним из сильнейших и старейших общероссийских профсоюзов сегодня является профессиональный союз работников народного образования и науки. Он объединяет более 5 млн человек.
Среди них работники дошкольных образовательных учреждений, учителя всех типов и видов общеобразовательных учреждений, работники начального, среднего и высшего профессионального образования, студенты, а также педагоги на пенсии. В его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций, 2 488 окружных, городских, районных и 96 231 первичная профсоюзная организация. Это объединение активно проводит работы по повышению уровня оплаты труда работников образования и совершенствованию нормирования труда, ведет правозащитную деятельность, активно учувствует в подготовке, обсуждении и принятии законодательных актов.
Какая польза работодателю?
Наличие профсоюзной ячейки в учреждении может иметь для его руководителя ряд преимуществ. Прежде всего профсоюз - это посредник между работником и руководством. С его помощью можно предупредить появление негативных настроений среди трудящихся, узнать микроклимат, царящий в коллективе, своевременно решить проблемы, не допуская возникновения социального напряжения. С профсоюзом легче и продуктивнее, нежели непосредственно с работниками, решать вопросы в рамках социального партнерства.
С представителями работников в лице профсоюза целесообразно заключить коллективный договор. Так работодатель защитит себя от необоснованных претензий по использованию средств на обеспечение гарантий и льгот, которые могут возникнуть как со стороны работников, так и у проверяющих органов. В договоре можно сразу прописать отказ работников от забастовок.
Работники АУ «Солнышко» выставили его директору претензии о том, что работают во вредных условиях, и, грозя забастовкой, потребовали денежной компенсации.
Работодатель решил уладить конфликт путем переговоров с представителем работников - председателем первичной профсоюзной организации (ППО). Совместно они приняли решение провести оценку условий труда (в соответствии со ст. 212 ТК РФ, а также Приказом ЛЛинздравсоцразви-тия РФ от 31.08.2007 №569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).
Оказалось, что почти все рабочие места отвечают существующим нор- Ор- мам. Лишь некоторые кабинеты были недостаточно освещены, что было устранено в течение двух недель после завершения аттестации. Таким образом, работникам было доказано, что их условия труда соответствуют всем требованиям, а значит, компенсация не полагается (ст. 219 ТК РФ).
Во избежание повторов ситуации директор учреждения и председатель ППО заключили коллективный договор, в котором прописали отказ работников от забастовок, выбрали среди сотрудников учреждения уполномоченных для контроля соблюдения требований охраны труда. В договоре также была прописана обязанность работодателя финансировать мероприятия по охране труда в размере 0,3% суммы затрат на основную деятельность организации. В результате наличие профсоюза помогло быстро и цивилизованно разрешить конфликт.
Грамотный руководитель, не только заинтересованный в экономии средств, направляемых на обеспечение условий труда работников, но и заботящийся о репутации учреждения, понимает, что профсоюз является его помощником в создании безопасных ^ условий и охраны труда. Профсоюзные органы могут своевременно информировать о недостатках в системе охраны труда, что позволяет оперативно принять соответствующие меры для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Кроме того, сотрудничество с объединением работников по различным вопросам способствует укреплению личного авторитета руководителя как в коллективе, так и за пределами учреждения.
Совместная деятельность по вопросам охраны труда может принять и такую форму. В организации создается комитет (комиссия) по охране труда, в состав которой на паритетной основе входят представители работников и работодателя. Инициатива создания комитета может исходить от любой из сторон.
Назовем и еще одно преимущество. При наличии профсоюза в организации с ним согласовываются почти все виды локальных документов: инструкции, положения, перечни, акты и т.д., что дает возможность работникам участвовать в управлении и одновременно снимает с работодателя часть ответственности.
Таким образом, используя механизм социального партнерства, работодатели решают широкий спектр вопросов социальной помощи и поддержки своих работников, создают им достойные условия труда, отдыха, медицинской помощи, страхования, представления различных льгот и др. Все это не только влияет на создание безопасных условий на рабочих местах, но и повышает уровень корпоративной культуры.
Руководитель автономного учреждения, №7, июль 2010 г.
С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»