Универсального способа избежать производственных травм и развития профзаболеваний у сотрудников, к сожалению, не существует, однако работодатель в любом случае обязан осуществлять предупредительные меры, направленные на сохранение жизни и здоровья персонала. В то же время реализации права работника на безопасные условия труда зачастую препятствует недостаточное финансирование этого направления организацией.
Как же быть? Где найти средства?
Мероприятия по охране труда нередко довольно дороги, но проводить их необходимо. Чтобы повысить заинтересованность работодателей в создании безопасных условий труда для сотрудников, ФСС ведет финансирование ряда подобных «охранных» мероприятий.
Практика такова: каждая организация ежемесячно отчисляет страховые взносы в ФСС, который осуществляет страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. В течение календарного года эти взносы накапливаются на карточке учреждения. Однако ФСС дает любым учреждениям возможность вернуть 20% страховъис взносов, уплаченных в предшествующем году, и направить эти средства на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Главное условие участия в данной программе - отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.
Такое финансирование осуществляется с 2001 года в соответствии с ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ФСС и с утверждаемым Минздравсоцразвития перечнем мероприятий, на которые могут выделяться денежные средства. За эти годы расходы ФСС на финансирование предупредительных мер
по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний превысили 16 млрд руб., и только в 2009 году работодателям было возвращено свыше 4 млрд руб. В большинстве случаев организации направляли деньги на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
К финансированию охраны труда за счет возвратов из ФСС с каждым годом прибегает все больше и больше учреждений, и их интерес очевиден. Если взять в качестве примера образовательное учреждение, то его деятельность в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 004-93 относится к первому классу риска. В этом случае установлен низкий тариф страховых взносов «по травме» - в размере 0,2% фонда оплаты труда.
Следовательно, если в месяц фонд заработной платы образовательного учреждения составляет 1 млн руб., то страховой тариф будет равен 2 000 руб., а 20% ежемесячного взноса - 400 руб. Таким образом, возврат за год составит 4 800 руб. Этой суммы может хватить, например, на приобретение СИЗ или частичное покрытие расходов на иные мероприятия по охране труда.
Цели использования
Порядок и условия финансирования предупредительных мер в текущем году регламентированы Федеральным законом от 28.11.2009 №292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Для реализации данного закона в начале этого года Правительство РФ приняло Постановление №331, а Минздравсоцразвития выпустило Приказ № 64н2.
1 Постановление от 29.01.2010 №33 «О порядке финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
2 Приказ от 05.02.2010 №64н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
В 2010 году перечень предупредительных мер, на которые ФСС выделяет средства, значительно расширен. Автономные учреждения могут направить их на следующие цели:
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- обучение по охране труда отдельных категорий работников:
- руководителей учреждений;
- работников учреждений (с численностью до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- приобретение для работников специальной одежды, обуви и других СИЗ, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами или предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Рассмотрим порядок расчета финансового обеспечения предупредительных мер.
Автономное учреждение «Школа искусств» согласовало с ФСС план финансирования предупредительных мер на 2010 г. В мае 2010 г. запланирован обязательный медосмотр шести сотрудников. В среднем это стоит 1 400 руб. на человека.
Согласно плану затраты на проведение медосмотра составят: 1 400 руб. х 6 чел. = 8 400 руб.
В 2009 году АУ «Школа искусств» перечислило в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев в размере 52 ООО руб. Значит, в 2010 году организация может вернуть из ФСС и израсходовать на финансирование предупредительных мер: 52 ООО руб. х 20% = 10 400 руб.
Запланированные расходы на предупредительные мероприятия меньше суммы, возвращаемой ФСС. Поэтому за счет возврата «Школа искусств» может полностью покрыть свои затраты на проведение медосмотра сотрудников.
Механизм возврата
Чтобы осуществить возврат части средств, перечисленных в ФСС, а впоследствии направить их на улучшение условий труда, его охрану и оздоровительные мероприятия, организации следует до 1 августа текущего года обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС по месту регистрации. Желательно это сделать за один-два месяца до указанной даты, поскольку, как показывает практика, объем выделяемых ФСС средств не всегда бывает достаточным.
К заявлению прилагаются:
- план финансового обеспечения в текущем календарном году предупредительных мер, составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
- документы,.обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.
Если организация намеревается вернуть часть средств, которые она потратила или планирует потратить в текущем году на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, вместе с вышеперечисленными документами ей необходимо представить копии:
- приказа о создании аттестационной комиссии и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
- договора с аттестующей организацией с приложением калькуляции стоимости проведения работ;
- аттестата (свидетельства) аккредитации, выданного измерительной лаборатории, привлекаемой организацией.
При возврате средств, которые организация потратила или планирует потратить в 2010 году на обучение по охране труда, к пакету документов необходимо приложить список работников, направляемых на обучение (с указанием их должностей). Кроме того, нужно указать категорию, к которой они относятся (в соответствии с градацией ФСС). Возможна замена работников, указанных страхователем в списке, однако в этом случае учреждение вместе с документами о перечислении средств предоставляет уточненный список работников, которые фактически прошли обучение по охране труда. Отметим, что обучение отдельных категорий работников осуществляется обучающими организациями, имеющими соответствующую лицензию, выданную в установленном порядке Рособ-рнадзором или органами исполнительной власти субъектов РФ.
Чтобы подтвердить произведенные или запланированные в текущем году расходы учреждения на приобретение СИЗ, в ФСС нужно дополнительно предоставить перечень СИЗ с указанием их количества и стоимости, а также протокол оценки обеспеченности СИЗ. При этом для СИЗ, подлежащих обязательной сертификации, необходимо приложить копии сертификатов соответствия.
Проведение периодических медицинских осмотров работников - одна из важных составляющих безопасных условий труда. При подготовке списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, необходимо руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ № 833 и Приказом Минздравмедпро-ма РФ № 904. Отметим, что проведение медосмотров осуществляется на договорной основе лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Чтобы компенсировать средства на проведение медосмотров, к заявлению о финансировании предупредительных мер и планам потребуется приложить:
- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в текущем году, согласованный с территориальным органом Роспотребнадзора;
- копию договора с медицинской организацией;
- копию лицензии медицинской организаций на осуществление данных работ.
После того, как все документы предоставлены в ФСС, они рассматриваются в течение 15 дней. Затем фонд принимает решение
об объеме возвращаемых средств или отказе в финансовом обеспечении. Решение направляется организации-страхователю в трехдневный срок с момента принятия.
ФСС может отказать в возврате средств, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов либо пени или штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. Отказ последует и в том случае, если предоставленные документы содержат недостоверную информацию.
Своевременная возможность
Возможность финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, к сожалению, используют далеко не все организации - их сотрудники просто не знают о подобной программе. Однако в нынешних условиях экономической нестабильности программа приобретает еще большую значимость: когда средства организаций на охрану труда ограничены, нужно использовать все имеющиеся источники дополнительного финансирования. Кстати, профсоюзы считают такой подход к охране труда сотрудников очень своевременным.
Руководитель автономного учреждения, №6, июнь 2010 г.
С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»