Всем учреждениям независимо от профиля их деятельности, количества сотрудников и организаци-онно-правовой формы приходится сталкиваться с проверками соблюдения трудового законодательства. Когда ожидать проверяющих, каковы полномочия инспектора, права руководителя учреждения и меры защиты при проверках. Какую ответственность несут руководитель и сотрудники учреждения при нарушении трудового законодательства?
Структура органов контроля
Трудовой кодекс (ст. 353, 354, 356) говорит, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех организациях на территории нашей страны осуществляют органы Федеральной инспекции труда, которые, кстати говоря, являются единой централизованной системой.
В субъектах РФ государственный контроль трудового законодательства осуществляют органы Государственной инспекции труда, руководят которыми главные государственные инспекторы труда. В свою очередь, в каждом субъекте государственные инспекции подразделяются на отделы, сотрудники которые - государственные инспекторы труда - осуществляют надзор и контроль в различных отраслях хозяйствования.
К числу так называемых специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ относятся органы таких государственных организаций, как Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью. Они также есть в каждом субъекте РФ.
Надзор за соблюдением законов (в том числе об охране труда) осуществляет согласно возложенным на него обязанностям Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в субъектах РФ. Однако до недавнего времени прокуратура почти не учавствовала в надзоре за исполнением норм трудового законодательства, пока в январе 2009 года Президент Д. Медведев не обратил на это внимание при встрече с генеральным прокурором Ю. Чайкой и с главой Федерации независимых профсоюзов М. Шмаковым: «Традиционно за соблюдением трудового законодательства раньше надзирали ряд структур, в том числе и прокуратура, однако некоторое время назад она этой функции лишилась. В нынешней ситуации прокуратура должна иметь эффективный набор инструментов для контроля за точным соблюдением трудового законодательства».
Какие права у инспектора?
Государственный инспектор имеет право применять только нормы трудового законодательства, которые относятся к сфере его компетенции. В основном это федеральные законы, нормативные правовые акты Минздравсоцразвития, Президента и Правительства РФ, международные договоры, а также специфические законы, которые относятся к сфере деятельности конкретного учреждения и надзора проверяющего.
В ушедшем 2009 году вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон), в котором прописаны основания, виды и порядок проведения проверок любых учреждений.
Итак, что же имеет право делать инспектор при проверке? Во- первых, посещать для проведения инспекции учреждение в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца. Во-вторых, запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзор- но-контрольных функций, как непосредственно от руководителя учреждения, так и от любых других органов исполнительной власти, если это необходимо. В-третьих, предъявлять обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, обнаруженных в ходе проверок, об отстранении от работы сотрудников, не прошедших инструктаж по охране труда, обучение и т. д. Также инспектор имеет право: направлять в суды требования о ликвидации учреждения или прекращении деятельности отдельных его структурных подразделений; запрещать использование работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях; подготавливать и направлять в суд другие материалы.
На что обратить внимание?
Законом установлены основания и порядок проведения проверок, которые могут быть плановыми и внеплановыми, документальными либо выездными.
В 2008 году только в Нижегородской области проведено более 5 ООО различных видов проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства, в ходе которых было выявлено 31 648 нарушений законодательства о труде, в том числе 28 345 - по охране труда.
Закон гласит, что с 2011 года основанием для проведения плановых проверок будет являться единый сводный план проверок, составляемый Генеральной прокуратурой и размещенный на ее официальном интернет-сайте. Законом установлена единая периодичность плановых проверок - не чаще чем раз в три года. Вместе с тем, предусмотрено, что для деятельности в сфере здравоохранения, образования, соц. сфере такие проверки могут проводиться два и более раз в три года.
Проводить любую проверку (плановую, внеплановую, повторную и др.) инспекторы могут, только если имеют при себе удостоверения и распоряжение (приказ, предписание), подписанное руководителем региональной инспекции труда. Если эти документы вам не предъявили, можете отказать инспекторам в проведении проверки.
В распоряжении должны быть указаны наименование органа контроля, который прислал проверяющего, фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, которые будут проводить проверку. Помимо этого, указывается предмет проверки и срок ее проведения с перечнями мероприятий и документов, которые необходимо представить проверяющим лицам для решения задач проверки, а также перечень административных регламентов, на основании которых она проводится.
Обратить внимание следует еще и на то, что инспектор, например, не вправе проверять выполнение норм трудового законодательства, которые не относятся к его компетенции, или требовать предоставления документов, информации и прочего, если они не относятся к предмету проверки. Не имеет права инспектор изымать оригиналы документов, даже если они относятся к предмету проверки. Плановые проверки осуществляются обязательно в присутствии руководителя и работников проверяемого учреждения, а сроки проведения проверок не должны превышать установленные соответствующими правовыми актами. Следует помнить: если к вам пришли несколько проверяющих, необходимо убедиться, что все они указаны в распоряжении. И обязательно обращайте внимание на предмет проверки. Распоряжение, в котором он отсутствует, является недействительным.
Права руководителя учреждения в ходе проверки
В проверке выполнения требований трудового законодательства участвуют две стороны: государство в лице проверяющих и руководитель учреждения. Если есть права у одной стороны, значит, должны быть и у другой. Права инспектора рассмотрены выше. Каковы же права руководителя учреждения?
Он всегда имеет право:
- присутствовать при проведении проверки и давать объяснения, относящиеся к ее предмету;
- получать своевременно информацию;
- знакомиться с результатами проверки и делать в акте отметку о своем ознакомлении с результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц контроля;
- обжаловать действия либо бездействие должностных лиц, которые привели к нарушению прав работодателя при проведении проверки, как в административном, так и в судебном порядке. При положительном исходе убыток подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (например, неполученный доход), за счет бюджетных средств.
Наиболее часто встречаемая ошибка руководителей учреждений при проверке - уклонение от предоставления документов, например, из-за наличия в них коммерческой тайны. Имейте в виду: инспектор не вправе разглашать любую информацию, полученную в процессе проверки.
Руководители учреждений также могут обжаловать решения трудовых инспекторов труда Главному государственному инспектору труда или в суд. Вы может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт, если действия органов и должностных лиц, которые проводили проверку, по вашему мнению, нарушили ваши права или законные интересы.
Еще один нюанс. Подписание акта проверки не означает, что проверяемая сторона согласна с его содержанием. Это свидетельствует лишь об ознакомлении с данным документом.
Чем грозит несоблюдение требований трудового ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Если в процессе проведения проверки обнаружены нарушения, в первую очередь ответственность несет руководитель учреждения. Однако помимо руководителя в ряде случаев к ответственности привлекаются сотрудники, которые должны были выполнять предписания трудового законодательства о труде и охране труда.
В большинстве случаев за нарушение требований трудового права руководителя учреждения могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ. В этом случае составляется протокол с информацией о правонарушителе (юридическом лице либо должностном лице учреждения) и о самом нарушении. После чего может быть выписано постановление о назначении административного взыскания в виде штрафа.
В соответствии с КоАП РФ сотрудникам учреждения грозит штраф в размере от 1 ООО до 5 ООО руб., а на учреждение в целом - от 30 ООО до 50 ООО руб. Кроме того, возможно приостановление деятельности учреждения до 90 суток, что также приводит к косвенным материальным убыткам.
Например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за непредставление информации, которая необходима для проведения коллективных переговоров, за сокрытие страхового случая в учреждении предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 1 ООО до 50 ООО руб. на руководителя учреждения. А при повторном нарушении трудового законодательства применяется дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности - на срок от года до трех лет. Однако последнее решение может принимать только суд.
Существуют нарушения трудового права, за которые предусмотрена и уголовная ответственность.
Например, в случае необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу беременной женщины или женщины, имеющей детей до трех лет, руководителя оштрафуют на 200 000 руб. или же привлекут к обязательным работам на срок до 7,5 суток (ст. 145 УК РФ). Наказание для тех, кто не выплачивает заработную плату работникам в течение двух и более месяцев, предусмотрено ст. 145.1 УК РФ. Если в этом случае суд выявит корыстные цели руководителя, ему грозит лишение свободы на срок до двух лет.
Однако меру наказания можно попытаться снизить, доказав инспектору, что все возможные последствия нарушений уже предотвращены. Также можно сослаться на то, что подобное нарушение совершено впервые или под влиянием тяжелых обстоятельств.
Динамика результатов, выявленных надзорно-контрольными органами по Нижегородской области за 2008 год, показала, что наиболее характерны нарушения в области:
- обучения и инструктирования работников;
- обеспечения средствами индивидуальной защиты работников;
- проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведения медицинских осмотров работников.
Всем работодателям, у которых были обнаружены нарушения, выданы предписания для их устранения. Помимо предписаний выписано более двух тысяч штрафов и отстранено от работы почти три тысячи работников в связи с непрохождением обучения по охране труда.
В заключение хочется отметить, что в большинстве случаев, проверяющие лица на стороне учреждения, а грамотные инспекторы подсказывают, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки в соблюдении законодательства о труде и охране труда. Главное, чтобы работодатель понимал важность ответственности, которая на него ложится с момента, когда он принял сотрудника на работу. Предписания, штрафы, дисквалификация и другие меры наказания существуют лишь для того, чтобы улучшить условия труда и сохранить здоровье и жизнь работников, помните об этом и соблюдайте требования охраны труда.
РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, №2. ФЕВРАЛЬ. 2010 г.
С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»