Готовимся к проверке Государственной инспекции труда - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе Готовимся к проверке Государственной инспекции труда

Готовимся к проверке Государственной инспекции труда

Всем учреждениям независимо от профиля их деятельности, коли­чества сотрудников и организаци-онно-правовой формы приходится сталкиваться с проверками соблю­дения трудового законодательства. Когда ожидать проверяющих, како­вы полномочия инспектора, права руководителя учреждения и меры защиты при проверках. Какую от­ветственность несут руководитель и сотрудники учреждения при на­рушении трудового законодатель­ства?

Структура органов контроля

Трудовой кодекс (ст. 353, 354, 356) говорит, что государствен­ный надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства во всех организациях на территории нашей страны осу­ществляют органы Федеральной инспекции труда, которые, кстати говоря, являются единой централизованной системой.

В субъектах РФ государственный контроль трудового законо­дательства осуществляют органы Государственной инспекции труда, руководят которыми главные государственные инспек­торы труда. В свою очередь, в каждом субъекте государственные инспекции подразделяются на отделы, сотрудники которые - го­сударственные инспекторы труда - осуществляют надзор и кон­троль в различных отраслях хозяйствования.

К числу так называемых специально уполномоченных госу­дарственных органов, осуществляющих надзор и контроль за со­блюдением трудового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ относятся органы таких государственных организаций, как Гос­гортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью. Они также есть в ка­ждом субъекте РФ.

Надзор за соблюдением законов (в том числе об охране труда) осуществляет согласно возложенным на него обязанностям Ге­неральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в субъек­тах РФ. Однако до недавнего времени прокуратура почти не учавствовала в надзоре за исполнением норм трудового законодатель­ства, пока в январе 2009 года Президент Д. Медведев не обратил на это внимание при встрече с генеральным прокурором Ю. Чай­кой и с главой Федерации независимых профсоюзов М. Шмако­вым: «Традиционно за соблюдением трудового законодательства раньше надзирали ряд структур, в том числе и прокуратура, од­нако некоторое время назад она этой функции лишилась. В ны­нешней ситуации прокуратура должна иметь эффективный набор инструментов для контроля за точным соблюдением трудового за­конодательства».

Какие права у инспектора?

Государственный инспектор имеет право применять только нор­мы трудового законодательства, которые относятся к сфере его компетенции. В основном это федеральные законы, норматив­ные правовые акты Минздравсоцразвития, Президента и Прави­тельства РФ, международные договоры, а также специфические законы, которые относятся к сфере деятельности конкретного уч­реждения и надзора проверяющего.

В ушедшем 2009 году вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при осуществлении государ­ственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (да­лее - Закон), в котором прописаны основания, виды и порядок проведения проверок любых учреждений.

Итак, что же имеет право делать инспектор при проверке? Во- первых, посещать для проведения инспекции учреждение в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца. Во-вторых, запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзор- но-контрольных функций, как непосредственно от руководителя учреждения, так и от любых других органов исполнительной вла­сти, если это необходимо. В-третьих, предъявлять обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудово­го законодательства, обнаруженных в ходе проверок, об отстране­нии от работы сотрудников, не прошедших инструктаж по охране труда, обучение и т. д. Также инспектор имеет право: направлять в суды требования о ликвидации учреждения или прекращении деятельности отдельных его структурных подразделений; запре­щать использование работниками средств индивидуальной и кол­лективной защиты, не имеющих сертификатов соответствия; со­ставлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях; подготавливать и направлять в суд другие ма­териалы.

На что обратить внимание?

Законом установлены основания и порядок проведения прове­рок, которые могут быть плановыми и внеплановыми, докумен­тальными либо выездными.

В 2008 году только в Нижегородской области проведено более 5 ООО раз­личных видов проверок по вопросам соблюдения трудового законодательст­ва, в ходе которых было выявлено 31 648 нарушений законодательства о тру­де, в том числе 28 345 - по охране труда.

Закон гласит, что с 2011 года основанием для проведения пла­новых проверок будет являться единый сводный план проверок, составляемый Генеральной прокуратурой и размещенный на ее официальном интернет-сайте. Законом установлена единая пе­риодичность плановых проверок - не чаще чем раз в три года. Вместе с тем, предусмотрено, что для деятельности в сфере здра­воохранения, образования, соц. сфере такие проверки могут про­водиться два и более раз в три года.

Проводить любую проверку (плановую, внеплановую, повтор­ную и др.) инспекторы могут, только если имеют при себе удосто­верения и распоряжение (приказ, предписание), подписанное ру­ководителем региональной инспекции труда. Если эти документы вам не предъявили, можете отказать инспекторам в проведе­нии проверки.

В распоряжении должны быть указаны наименование органа контроля, который прислал проверяющего, фамилии, имена, от­чества, должности должностных лиц, которые будут проводить проверку. Помимо этого, указывается предмет проверки и срок ее проведения с перечнями мероприятий и документов, которые необходимо представить проверяющим лицам для решения за­дач проверки, а также перечень административных регламентов, на основании которых она проводится.

Обратить внимание следует еще и на то, что инспектор, напри­мер, не вправе проверять выполнение норм трудового законода­тельства, которые не относятся к его компетенции, или требовать предоставления документов, информации и прочего, если они не относятся к предмету проверки. Не имеет права инспектор изымать оригиналы документов, даже если они относятся к пред­мету проверки. Плановые проверки осуществляются обязательно в присутствии руководителя и работников проверяемого учреж­дения, а сроки проведения проверок не должны превышать уста­новленные соответствующими правовыми актами. Следует пом­нить: если к вам пришли несколько проверяющих, необходимо убедиться, что все они указаны в распоряжении. И обязательно обращайте внимание на предмет проверки. Распоряжение, в ко­тором он отсутствует, является недействительным.

Права руководителя учреждения в ходе проверки

В проверке выполнения требований трудового законодательства участвуют две стороны: государство в лице проверяющих и руко­водитель учреждения. Если есть права у одной стороны, значит, должны быть и у другой. Права инспектора рассмотрены выше. Каковы же права руководителя учреждения?

Он всегда имеет право:

  • присутствовать при проведении проверки и давать объясне­ния, относящиеся к ее предмету;
  • получать своевременно информацию;
  • знакомиться с результатами проверки и делать в акте отметку о своем ознакомлении с результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц кон­троля;
  • обжаловать действия либо бездействие должностных лиц, ко­торые привели к нарушению прав работодателя при проведении проверки, как в административном, так и в судебном порядке. При положительном исходе убыток подлежит возмещению, вклю­чая упущенную выгоду (например, неполученный доход), за счет бюджетных средств.

Наиболее часто встречаемая ошибка руководителей учрежде­ний при проверке - уклонение от предоставления документов, например, из-за наличия в них коммерческой тайны. Имейте в виду: инспектор не вправе разглашать любую информацию, по­лученную в процессе проверки.

Руководители учреждений также могут обжаловать решения трудовых инспекторов труда Главному государственному инспек­тору труда или в суд. Вы может обратиться в вышестоящие упол­номоченные органы с требованием отменить тот или иной акт, если действия органов и должностных лиц, которые проводили проверку, по вашему мнению, нарушили ваши права или закон­ные интересы.

Еще один нюанс. Подписание акта проверки не означает, что про­веряемая сторона согласна с его содержанием. Это свидетельству­ет лишь об ознакомлении с данным документом.

Чем грозит несоблюдение требований трудового ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Если в процессе проведения проверки обнаружены нарушения, в первую очередь ответственность несет руководитель учре­ждения. Однако помимо руководителя в ряде случаев к ответст­венности привлекаются сотрудники, которые должны были вы­полнять предписания трудового законодательства о труде и охра­не труда.

В большинстве случаев за нарушение требований трудового права руководителя учреждения могут привлечь к администра­тивной ответственности, предусмотренной КоАП РФ. В этом случае составляется протокол с информацией о правонарушителе (юридическом лице либо должностном лице учреждения) и о са­мом нарушении. После чего может быть выписано постановление о назначении административного взыскания в виде штрафа.

В соответствии с КоАП РФ сотрудникам учреждения грозит штраф в размере от 1 ООО до 5 ООО руб., а на учреждение в целом - от 30 ООО до 50 ООО руб. Кроме того, возможно приостановление деятельности учреждения до 90 суток, что также приводит к кос­венным материальным убыткам.

Например, за нарушение законодательства о труде и об охра­не труда, за непредставление информации, которая необходима для проведения коллективных переговоров, за сокрытие страхо­вого случая в учреждении предусмотрена административная от­ветственность в виде штрафа от 1 ООО до 50 ООО руб. на руково­дителя учреждения. А при повторном нарушении трудового за­конодательства применяется дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности - на срок от года до трех лет. Однако последнее решение может принимать только суд.

Существуют нарушения трудового права, за которые предусмот­рена и уголовная ответственность.

Например, в случае необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу беременной женщины или женщины, имею­щей детей до трех лет, руководителя оштрафуют на 200 000 руб. или же привлекут к обязательным работам на срок до 7,5 суток (ст. 145 УК РФ). Наказание для тех, кто не выплачивает заработ­ную плату работникам в течение двух и более месяцев, преду­смотрено ст. 145.1 УК РФ. Если в этом случае суд выявит коры­стные цели руководителя, ему грозит лишение свободы на срок до двух лет.

Однако меру наказания можно попытаться снизить, доказав ин­спектору, что все возможные последствия нарушений уже предот­вращены. Также можно сослаться на то, что подобное нарушение совершено впервые или под влиянием тяжелых обстоятельств.

Динамика результатов, выявленных надзорно-контрольными органа­ми по Нижегородской области за 2008 год, показала, что наиболее харак­терны нарушения в области:

  • обучения и инструктирования работников;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты работников;
  • проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проведения медицинских осмотров работников.

Всем работодателям, у которых были обнаружены нарушения, выданы предписания для их устранения. Помимо предписаний выписано более двух тысяч штрафов и отстранено от работы почти три тысячи работни­ков в связи с непрохождением обучения по охране труда.

В заключение хочется отметить, что в большинстве случаев, проверяющие лица на стороне учреждения, а грамотные инспек­торы подсказывают, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки в соблюдении законодательства о труде и охране труда. Главное, чтобы работодатель понимал важность ответственности, которая на него ложится с момента, когда он принял сотрудника на рабо­ту. Предписания, штрафы, дисквалификация и другие меры на­казания существуют лишь для того, чтобы улучшить условия труда и сохранить здоровье и жизнь работников, помните об этом и соблюдайте требования охраны труда.

РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, №2. ФЕВРАЛЬ. 2010 г.

С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»

 

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение