Необходимость охраны труда в учреждениях - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе Необходимость охраны труда в учреждениях

Необходимость охраны труда в учреждениях

Сегодня, в период глобальных из­менений, особенно в связи с пере­ходом бюджетных учреждений в ав­тономные, хотелось бы обратить внимание на охрану труда, кото­рая является одной из составляю­щих в системе управления любого учреждения. Однако многие руко­водители в суете других повседнев­ных проблем откладывают вопросы безопасности работников «на по­том», до того момента, пока не при­шел государственный инспектор по охране труда, или, что еще ху­же, до несчастного случая. Букваль­но за последние год-два произошли перемены в трудовом законодательстве РФ, ужесточились требования и контроль за их соблюдением со стороны надзорных органов, изме­нилась государственная политика в области охраны труда.

Что такое охрана труда и в чем ее польза?

Согласно Трудовому кодексу охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организа­ционно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилак-тические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Другими словами, это мероприятия, которые позволяют сохранить жизнь и здоровье работников в процессе выполнения их обязанно­стей на протяжении профессиональной трудовой деятельности.

Многие руководители не уделяют должного внимания данным мероприятиям и, слыша выражение «охрана труда», думают лишь о затратах, упуская экономические составляющие данного определения. Экономическая сущность охраны труда - это пре­жде всего минимизация потерь учреждения через предотвраще­ние случаев травматизма на рабочих местах и профессиональных

заболеваний. Грамотно спланированные мероприятия по охране труда позволяют исключить необоснованные материальные и фи­нансовые затраты, сохранить потери рабочего времени, снизить выплаты по больничным листам и многое другое.

Правовые акты, содержащие требования охраны труда

Законодательно требования охраны труда закреплены в Консти­туции РФ, Трудовом, Гражданском, Налоговом и Уголовном ко­дексах, Кодексе об административных правонарушениях и иных правовых актах.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 утвер­жден Перечень видов нормативных правовых актов, содержа­щих государственные нормативные требования охраны труда.

п/п

Нормативно-правовые акты

Федеральный орган

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ г УТВЕРЖДАЮЩИЙ документ

1

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (ТИ Р М)

Минтруд

2

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО)г ТИПОВЫЕ инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы исполнительной ВЛАСТИ

3

Правила безопасности (ПБ), правила

УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

(ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор,

Госатомнадзор

4

Государственные стандарты системы СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА (ГОСТ Р

ССБТ)

Госстандарт, Госстрой

5

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Госстрой

6

Государственные санитарно- эпидемиологические ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ (САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА (СП), ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ (ГН), САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ (СанПин), санитарные нормы (СН)

Минздрав

Разумеется, основным правовым документом в трудовом зако­нодательстве является Трудовой кодекс, в котором целый раздел посвящен охране труда.

Следует помнить, что государственные требования охраны тру­да распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведом­ственной подчиненности обязательны для исполнения при осу­ществлении любых видов деятельности, включая автономные уч­реждения. Требования, отраженные в законодательстве о труде и охране труда, обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

КТО УПРАВЛЯЕТ И КОНТРОЛИРУЕТ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственное управление охраной труда осуществляется че­рез Правительство РФ и органы исполнительной власти, в том числе в субъектах РФ. Они определяют государственную полити­ку в области охраны труда, которая предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти, объ­единений работодателей, профессиональных союзов и иных упол­номоченных работниками представительных органов.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства осуществляет орган Федеральной инспек­ции труда, которым является Федеральная служба по труду и занятости (далее - Роструд), находящаяся в ведении Мин-здравсоцразвития. Роструд и его территориальные инспекции осуществляют контроль и надзор за исполнением всех суще­ствующих норм трудового законодательства в учреждениях. К числу специально уполномоченных государственных орга­нов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением тру­дового законодательства, согласно ст. 353 ТК РФ, помимо Феде- \ ральной инспекции труда, относятся также: Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в субъектах РФ осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства, содержащих нормы трудово­го права. Все органы действуют от имени государства в целях соблюдения трудового законодательства и в своей деятельности не зависят от работодателей.

Контроль за соблюдением норм трудового законодательства в учреждениях осуществляется посредством проверок. Порядок проведения проверок определяется конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

Основанием для проведения проверок является ежегодный план проверок (если проверка плановая), составляемый органом контроля, он опубликовывается, как правило, на официальных сайтах органов исполнительной власти. Однако, если в органы государственного контроля обратятся граждане или юридические лица либо поступит информация от органов государственной власти или из средств массовой информации о фактах причинения вреда или непосредственного причинения вреда здоровью или жизни людей, вреда животным, растениям, безопасности государства и других случаях нарушения трудового законодатель­ства, могут проводиться и внеплановые проверки.

Обязанности руководителя

В Трудовом кодексе достаточно четко и подробно изложены основные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 22 ТК РФ, относятся:

  • обязанность соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
  • предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
  • выплачивать в полном размере работникам заработную плату;
  • обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие тре­бованиям охраны и гигиены труда;
  • исполнять предписания государственных надзорных и кон­тролирующих органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других обязанностей,

Однако кроме ст. 22 ТК РФ существует ст. 212 ТК РФ, про которую многие забывают. Этастатья устанавливает обязанности работодателя в области охраны труда. Основными из них яв          ляются обеспечение безопасных условий труда работников через

обучение, постоянный контроль состояния условий труда на ра­бочих местах посредством проведения аттестации рабочих мест, применение сертифицированных средств индивидуальной и кол­лективной защиты и другие мероприятия.

Обучение работников учреждения должно происходить посред­ством инструктажей на основании разработанных инструкций по охране труда. Они разрабатываются исходя из межотраслевых либо отраслевых типовых инструкций по охране труда, а в слу­чае их отсутствия - в соответствии с технической и ремонтной документацией к используемому оборудованию, разработанной организацией-изготовителем с учетом конкретных условий на ра­бочем месте, особенностей профессии работника или вида осуще­ствляемой им деятельности.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безо­пасными условиями труда своих работников, а работники, в свою очередь, согласно ст. 214 ТК РФ обязаны соблюдать требо­вания охраны труда, предусмотренные на его рабочем месте в уч­реждении, где он работает.

В целях соблюдения требований охраны труда необходимо осу­ществлять контроль внутри учреждения через службу охраны труда и специалиста по охране труда, совместных комитетов (ко­миссий) по охране труда, создаваемых по инициативе работода­теля или работников. Однако, если в учреждении работает менее 50 человек, руководитель может выполнять эту функцию само­стоятельно, назначив ответственным любого работника учрежде­ния либо наняв организацию, оказывающую услуги по охране труда и имеющую соответствующую область аккредитации,, специалистов, обученных в специальных учебных заведениях, и опыт работы.

ЧТО ГРОЗИТ, ЕСЛИ НЕ СОБЛЮДАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА?

Согласно трудовому законодательству за неисполнение или не­надлежащее исполнение своих обязанностей работодатель при­влекается к ответственности. Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера наруше­ния трудовых прав работника, степени тяжести нарушений и не­которых других обстоятельств.

Административная ответственность заключается в при­менении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях. Именно административная ответственность применяется чаще всего.

Наибольшее количество нарушений выявляется по вопросам нарушения требований охраны труда - обучение работников безопасным методам и приемам работы, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, наличие локальных актов, непредоставление информации, необходимой для проведения кол­лективных переговоров, сокрытие страхового случая и другие. При этом должностным лицам учреждения грозит штраф в раз­мере до 5000 руб., а на учреждение в целом может быть наложен штраф до 50 000 руб. Также возможно административное приос­тановление деятельности учреждения на срок до 90 суток.

В случае неуплаты штрафа в дело вступают судебные приста­вы, так как постановление трудовой инспекции является испол­нительным документом согласно п. 6 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Если же руководитель предприятия ранее уже привлекался к административной ответственности за нарушения законода­тельства о труде и охране труда, то за повторное аналогичное пра­вонарушение возможна дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Но такое решение может принимать только суд.

Существуют нарушения трудового права, за которые предусмот­рена не только административная ответственность, но и уголов­ная. Например, в случае необоснованного увольнения или отказа)           в приеме на работу беременной женщины или женщины, имею­щей детей до трех лет, должностное лицо предприятия может быть оштрафовано на 200 000 руб. или же привлечено к обязательным работам на срок до 7,5 суток (ст. 145 УК РФ). Наказание согласно ст. 145.1 УК РФ также предусмотрено и для тех руководителей, которые не выплачивают заработную плату своим работникам в течение двух и более месяцев. Если судом будут выявлены коры­стные цели руководителя, ему грозит лишение свободы на срок до двух лет.

Кстати, размер штрафа можно попытаться снизить, доказав, что все возможные последствия нарушений уже предотвращены. Также можно попробовать сослаться на то, что подобное наруше-

ние совершено впервые, да еще и под влиянием тяжелых личных обстоятельств. При наличии подобных смягчающих вину причин инспектор имеет право снизить штраф.

В целях устранения выявленных нарушений трудового законо­дательства и восстановления нарушенных трудовых прав граж­дан, помимо мер административной ответственности, применя­ются иные меры воздействия, главной из которой является выда­ча предписаний об устранении выявленных нарушений.

В заключение хочется напомнить, что охрана труда нужна для того, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей. Ежеднев­но на рабочих местах из-за несоблюдения техники безопасности гибнут и калечатся люди. Следует понимать, что проведение ме­роприятий по охране труда необходимо не только производствен­ным предприятиям, но и учреждениям, где работает офисный персонал, поскольку ежедневно в процессе трудовой деятельности на них воздействуют самые различные факторы. Сегодня очень мало рабочих мест, где все факторы в пределах нормы. Очень час­то приходится сталкиваться с превышением электромагнитных полей, недостаточностью освещения или вообще отсутствием ес­тественного света на рабочих местах, превышением допустимых условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса и т. д. Все эти факторы оказывают влияние не только на здоровье работников и, как следствие, на производительность труда и ка­чество выполняемой работы, но и существенно отражаются на по­следующих поколениях. Помните об этом и соблюдайте требова­ния по охране труда.

Руководитель автономного учреждения, №1, январь 2010 г.

С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»

 

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение