Охрана труда в небольших организациях: проблемы и решения - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе Охрана труда в небольших организациях: проблемы и решения

Охрана труда в небольших организациях: проблемы и решения

Организация работы по охране труда на малых предприятиях нуж­дается в существенном улучшении. Об этом глава Департамента зара­ботной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития Н. В. Жарова заявила на I Всероссийском съезде организаций, оказывающих услуги по осуществлению функций службы охраны тру­да или специалиста по охране труда работодателя, состоявшемся 27 июля 2011 года. О недостаточном внимании к охране труда в не­больших организациях говорят и данные Росстата: частота несчастных случаев там выше, чем в крупных структурах.

Не секрет, что в малых организациях охрана труда организова­на на достаточно низком уровне. В большинстве случаев от­сутствуют службы и даже штатные специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются сред­ства на обеспечение работников средствами индивидуальной за­щиты, не проводятся периодические медосмотры. Этот перечень можно продолжать еще долго. Причины чаще всего заключают­ся в сложности процедур, которые не приспособлены к специфике деятельности таких организаций, недостаточной информирован­ности работодателей, а также невозможности воспользоваться пре­ференциями, предоставляемыми системой страхования (опять-таки ввиду громоздкости процедур).

Одной из мер, направленных на обеспечение безопасных усло­вий труда, является предоставление права осуществлять финан­сирование мероприятий по охране труда за счет взносов, уплачен­ных в ФСС за предыдущий год. Однако для большинства предпри­ятий малого и среднего бизнеса, а также небольших по величине учреждений эта сумма в течение одного календарного года может быть незначительной, не позволяющей осуществлять даже часть запланированных мероприятий и достигать существенного ре­зультата. Накапливать же суммы страховых взносов и получать разрешение на финансирование предупредительных мер один раз в несколько лет в настоящее время не разрешается.

Услуги в области охраны труда - под контроль

Летом этого года Минздравсоцразвития совместно с ГУ «Област­ной учебно-методический, исследовательский центр охраны тру­да и социального партнерства» (Нижний Новгород) провели Все­российский съезд обучающих организаций. Здесь вопрос качества стал одним из основных. «Достижение необходимого качества вы­полняемых услуг напрямую зависит от уровня профессиональ­ной подготовки специалистов в области охраны труда», - отметила Н. В. Жарова.

Напомним, что в соответствии со ст. 217 ТК РФ работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, при­нимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики сво­ей производственной деятельности. При отсутствии таких сотруд­ников их функции может исполнять организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлеченные рабо­тодателем по гражданско-правовому договору.

В Минздравсоцразвития посчитали, что если взять под свой кон­троль все эти специализированные организации, можно будет обе­спечить высокий уровень качества оказания услуг в сфере охраны труда. Одним из действий по реализации данной концепции стала обязательная аккредитация организаций, оказывающих услуги в этой области (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 №205н1). Уже аккредитовано более тысячи таких компаний.

Отстали от Европы

Как показывает практика, основными причинами нарушений в сфере охраны труда являются низкий уровень знаний, касаю­щихся требований в данной сфе­ре, у руководителей, а также недостаточные практические навыки безопасного выполне­ния работ у работников.

Не всегда удовлетворительное обучение охране труда является одной из весомых причин, обу­словливающих несчастные слу­чаи в организациях. По данным Роструда, недостатки в обучении работников безопасности труда,

нарушения трудовой дисципли­ны составляют более 28% всех причин несчастных случаев. Кроме того, в 2010 году при проведе­нии проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде выявлено 665 тыс. случаев, связанных с нарушениями требований к порядку обучения, инструктирования, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда.

Дело в том, что существующая система обучения охраны труда ориентирована преимущественно на теоретическую подготовку работников всех категорий без овладения практическими при­емами безопасного выполнения работ. Действующий Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований ох­раны труда работников организаций, утвержденный Постанов­лением Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 13.01.2003 № 1/29, морально устарел, по своей структуре и изложению не удовлетво­ряет отдельным положениям ТК РФ, а порой вступает с ним в про­тиворечие.

Например, в Европе (Германии, Франции) уже существуют раз­витые центры обучения работников в области охраны труда, где по результатам обучения предоставляются аттестаты государ­ственного образца. Аттестаты свидетельствуют о том, что человек имеет допуск к профессии, связанной с опасными и особо опасными условиями труда. В нашей же стране нет единых образователь­ных программ.

Минздравсоцразвитияпредпринимает попытки улучшить ситу­ацию и уже создало проект нового порядка обучения охране труда работников организаций. Согласно проекту предполагается раз­граничить категории работников по продолжительности обуче­ния, объему предоставляемого материала, что позволит охватить все категории работающих.

Проблемы и потери

Главная проблема состоит в том, что в России все мероприятия в сфере охраны труда направлены на компенсацию последствий работы в неблагоприятных условиях труда - профилактиче­ское питание, возможность досрочно выйти на пенсию, дополни­тельный отпуск, денежные компенсации и т.д. Но имеющиеся за­коны и подзаконные акты противоречат друг другу даже в порядке предоставления этих компенсаций. К тому же руководители орга­низаций проявляют недостаточное внимание к вопросам улучше­ния условий труда, обеспечения безопасности рабочих мест и со­хранения здоровья работников. Обучение сотрудников практиче­ским методам безопасного проведения работ либо вовсе не прово­дится, либо ведется формально. Отстает и система оценки условий труда на рабочих местах.

Подсчитано, что расходы ФСС на выплату обеспечения по стра­хованию, то есть прямые потери в связи с несчастными случа­ями на производстве и профессиональными заболеваниями, за 2010 год составили свыше 44 млрд руб., а косвенные потери за счет временной нетрудоспособности в связи с несчастными слу­чаями на производстве и профзаболеваниями - около 18 млрд руб. По данным ПФР, на выплату досрочных пенсий за работу во вред­ных условиях труда ежегодно расходуется около 300 млрд руб. Все эти деньги можно было сэкономить, да и не только деньги...

Новый подход будет системным

Реформирование системы охраны труда планируется осущест­влять на основе внедрения системы управления профессиональ­ными рисками. Она предполагает переход:

  • от системы реагирования на происшествия и материальной компенсации не­благоприятных последствий к системе оценки и управления профессиональ­ными рисками и устранению причин возникновения опасных происшествий;
  • от системы формальных наказаний за несоответствие требованиям действу-ющего законодательства к системе экономических стимулов обеспечения безопасных условий труда и внедрения безопасных технологий;
  • от статусного списочного подхода к предоставлению компенсаций исходя из реальных условий труда на рабочих местах;
  • от системы страхования, основанной на формальных страховых тарифах, рас­считанных по усредненным показателям по виду экономической деятельности, к системе страхования, основанной на индивидуальных тарифах, рассчитанных по фактическим показателям профессионального риска.

Как видим, совершенствование системы охраны труда предпола­гает комплексный подход. Этот же подход был применен при со­здании Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года2, которая предусматривает разработку и реализацию в 2011 - 2015 годах общероссийской программы «Здоровье на производстве». В рамках программы предполагается действовать в двух направлениях:

1)   совершенствование системы охраны труда работников на про­изводстве;

2)   создание и развитие системы медико-профилактического об­служивания работников.

С помощью таких действий планируется обеспечить ежегодное снижение численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев, получивших профессиональ­ное заболевание, а также занятых на рабочих местах с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда.

Планы Минздравсоцразвития

Как известно, целью, которую ставят перед собой Правитель­ство РФ и Минздравсоцразвития, является пересмотр трудовых отношений и приведение их в соответствие со сложившейся эко­номической ситуацией в стране. В частности, планируется со­кратить количество документов, ведения которых требует ТК РФ (например, журнала учета времени, штатного расписания и т.д.). На приведение трудовых отношений в соответствие с реальной

экономической ситуацией направлено и регулирование в области охраны труда.

Минздравсоцразвития в настоящее время разрабатывает бес­платный информационный ресурс, посвященный вопросам ох­раны труда. На нем будут собраны все документы, относящиеся к данной сфере, а также будет вестись опПпе-консультирование. Ресурс позволит организациям-работодателям сократить количе­ство обращений в специализированные компании по охране тру­да и сэкономить на этом средства. Кроме того, обсуждается идея декларирования небольшими организациями благоприятных условий труда. В Минздравсоцразвития считают, что проверка должна быть только тогда, когда произошел несчастный случай, когда в инспекцию обратился заявитель с информацией о наруше­ниях.

Таким образом, шаги в области регулирования охраны труда направлены на то, чтобы создать в обществе культуру охраны тру­да, чтобы работодатели осознавали ответственность за соблюде­ние норм законодательства по причине необходимости этих мер, а не из-за страха перед наказанием и величиной штрафов. Одна­ко, к сожалению, пока только «карательными» методами можно заставить руководителей обратить внимание на проблемы охра­ны труда.

Руководитель автономного учреждения, №11, ноябрь 2011 г.

С.И. Гурин, директор ООО «Центр социально-экономических технологий»

Н.Ю. Костерина, ведущий эксперт ООО «Центр социально-экономических технологий»

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение