ФСС компенсирует затраты на охрану труда - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе ФСС компенсирует затраты на охрану труда

ФСС компенсирует затраты на охрану труда

Согласно Трудовому кодексу работодатель обязан обеспечивать ох­рану труда на предприятии, однако конкретный комплекс мер зависит от специфики производства. Выполняя свои обязательства, страхова­тели несут весьма существенные затраты, поэтому ФСС пошел им на­встречу, частично компенсируя некоторые из их расходов на охрану труда.

Одно из основных препятствий при реализации прав работни­ков на безопасные условия труда - недостаточное финансиро­вание. Такие мероприятия, как аттестация рабочих мест или сана­торно-курортное лечение работников, очень дороги, но проводить их необходимо. Строительные компании могут выделить на это лишь ограниченные средства, потому в рамках государственной политики, направленной на повышение заинтересованности пред­принимателей в создании безопасных условий труда, некоторые мероприятия финансируются за счет ФСС.

Как известно, каждая компания ежемесячно отчисляет страховые взносы в ФСС, который осуществляет страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. В те­чение календарного года эти взносы накапливаются на карточке организации, а по окончании года ФСС дает право любым орга­

низациям вернуть 20% страховых взносов, уплаченных в пред­шествующем году. Потратить данные средства можно на реализа­цию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Глав­ное условие участия в этой программе - отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.

Подобное финансирование осуществляется с 2001 года в соот­ветствии с ежегодно принимаемым федеральным законом о бюд­жете ФСС и утверждаемым Минздравсоцразвития перечнем меро­приятий, на которые застрахованным лицам могут выделяться де­нежные средства. За 10 лет на превентивные меры по охране труда работников было направлено более 20 млрд руб. Эти средства ис­пользовали почти 20 тыс. страхователей.

Как использовать средства?

С каждым годом все больше и больше организаций вовлекают­ся в процесс финансирования охраны труда за счет средств ФСС. Выгода компаний очевидна. К примеру, строительство зданий и сооружений в соответствии с Общероссийским классификато­ром видов экономической деятельности OK029-20071 относит­ся к восьмому классу риска. Тариф взносов «по травме» установлен в размере 0,9% фонда оплаты труда. Следовательно, если фонд за­работной платы в месяц составляет 1 млн руб., то страховой тариф будет равен 9 тыс. руб. в месяц и 108 тыс. руб. в год. ФСС может вер­нуть строительной компании 20% перечисленных средств, то есть 21600руб.

В 2011 году финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболева­ний работников, а также санаторно-курортного лечения работни­ков, занятых на работах с вредными и (или) опасными производ­ственными факторами, осуществляется на основании п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 №334-Ф3 «О бюджете Фон­да социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и в соответствии с Пра­вилами2, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2011 №101н. Аналогичные нормативные акты будут ут­верждены для определения условий финансирования в 2012 году.

Строительные компании могут использовать 20% «своих» взно­сов в ФСС в следующих целях:

  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазован­ности воздуха, шума и вибрации и излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда следующих категорий работников:
  • руководителей организаций малого предпринимательства;
  • работников организаций малого предпринимательства (численностью до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда;
  • руководителей и специалистов служб охраны труда;
  • членов комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ или предложениями по улучше­нию обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 5 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н (далее - Приказ №342н));
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследо­ваний) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными произ­водственными факторами;
  • обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (в соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 №46н).

Страхователь имеет право выбрать любое (или несколько) из пе­речисленных направлений. Единственное ограничение - расходы на проведение мероприятий не должны превышать максимальную сумму компенсации.

Строительная компания «Строй-Актив» согласовала с ФСС план фи­нансирования предупредительных мер на 2011 год, в котором предусмо­трена закупка СИЗ для монтажников. В среднем получается 2 500 руб. на человека.

В 2010 году «Строй-Актив» перечислила в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев в размере 92 тыс. руб. В 2011 году фирма может из­расходовать на финансирование предупредительных мер: 92000 руб. х 20% = 18400 руб.

За счет средств ФСС компания может закупить СИЗ семи рабочим монтажникам: 2 500руб. х 7 чел. = 17500руб.

Запланированные расходы на предупредительные мероприятия меньше суммы, возвращаемой ФСС. Поэтому «Строй-Актив» может полностью по­крыть свои расходы на покупку СИЗ.

Условия возврата денег

 

Чтобы вернуть часть средств, перечисленных в ФСС, и направить их на улучшение условий труда и оздоровительные мероприятия, компании нужно до 1 августа календарного года обратиться с за­явлением о финансировании предупредительных мер в исполни­тельный орган ФСС по месту регистрации. Обратите внимание, что для оперативного доведения до работодателей информации ФСС ежегодно (в июне - июле) выпускает разъяснительные пись­ма, в которых подробно описывает порядок и сроки подачи работо­дателями документов на финансирование, а также правила их за­полнения.

К заявлению прилагаются:

  • план финансового обеспечения в текущем календарном го­ду предупредительных мер установленной формы, составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по усло­виям труда, с указанием суммы финансирования;
  • копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению ус­ловий труда (приложение 8 к порядку, утвержденному Приказом № 342н);
  • документы (копии документов, заверенные печатью работода­теля), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.

Документы рассматриваются в ФСС в течение 10 рабочих дней, после чего принимается решение об объеме финансирования (или об отказе в нем), которое в трехдневный срок с момента его принятия направляется страхователю. Отказ в финансовом обе­спечении возможен в том случае, если у компании имеется недо­имка по уплате страховых взносов, пени или штрафы, не погашен­ные на день подачи заявления, либо если представленные докумен­ты содержат недостоверную информацию.

«Подводные камни» предоставления финансирования

Аттестация рабочих мест по условиям труда - основная мера, по­зволяющая оценить данные условия. По результатам именно этой процедуры составляются планы мероприятий по приведению усло­вий труда в соответствие с государственными требованиями. Пото­му проведение данной аттестации является гарантией того, что со­трудники ФСС примут документы к рассмотрению. Нигде не указа­но, сколько именно рабочих мест должно быть аттестовано на мо­мент обращения (все или несколько), но работа в этом направлении должна быть уже начата. Компании, которые еще не прошли атте­стацию, могут рассчитывать только на финансирование уже состо­явшихся мероприятий, в отличие от страхователей, ранее прово­дивших аттестацию и имеющих право претендовать на финанси­рование текущих мероприятий.

Встречаются ситуации, когда договор на проведение каких-либо мероприятий по охране труда заключается в текущем го­ду, а работы проводятся в следующем. В частности, аттестация рабочих мест длится, как правило, несколько лет. Если договор был заключен, скажем, в 2010 году, а сама процедура прошла в 2011 го­ду, считается, что аттестация осуществлялась в течение двух лет, и ФСС не будет компенсировать такие расходы. Чтобы вернуть по­траченные деньги, нужно поступить следующим образом: заклю­чить договор с аттестующей организацией на несколько лет и про­водить процедуру частями по дополнительному соглашению, кото­рое регламентирует объем работ на каждый год.

Приведем в пример еще один распространенный случай. Компа­ния выбирает в качестве цели финансирования закупку СИЗ. Обе­спечение такими средствами осуществляется в соответствии с ти­повыми отраслевыми нормами, потому в прилагаемом комплекте документов необходимо указать, согласно каким требованиям нужно приобрести именно эти средства.

Однако часто бывает так, что работодатель совместно с профсо­юзным или иным органом, уполномоченным трудовым коллекти­вом, принимает решение об уве­личении выдачи СИЗ или заме­не предусмотренного нормами средства на более современное. Ничего противозаконного в этом нет, напротив, компания улуч­шает условия труда работников сверх норм, установленных за­конодателем. Но в данном слу­чае ФСС потребует предоставить принятые организацией документы, регламентирующие обеспе­чение сотрудников такими средствами. Выдаваемые работникам СИЗ должны быть не только в достаточном количестве, но и надле­жащего качества, поэтому к комплекту документов следует прило­жить еще и копию сертификата или аттестата соответствия приоб­ретаемой продукции, а также прайс-листы, счета и счета-фактуры.

Обратите внимание, что документов на возврат средств ФСС потребуется много: копии протоколов соглашений, лицензий, сертификаты, результаты проведенных мероприятий по охране труда, прайс-листы, счета-фактуры... Но это обоснованное требо­вание: может возникнуть ситуация, при которой работодатель, на­пример, приобрел СИЗ исходя из их низкой стоимости и не спро­сил при покупке сертификата, а в ходе эксплуатации этих средств работники получили травму.

Более того, если компания получит разрешение на такое финан­сирование, а в ходе проверки выяснится, что во время проведения мероприятий были нарушены требования законодательства, ФСС будет вынужден взыскать со страхователя недостающую сумму, да еще с процентами за несвоевременную оплату.

Поэтому пакет документов целесообразно приносить в ФСС не в по­следний день приема. На практике часто бывает, что при оформле­

нии документов допущены неточности или не выполнены условия получения компенсации, а исправить ошибки уже нет времени.

Результаты действия программы

Результативность таких инвестиций в охрану труда очевидна: по мнению экспертов, производственный травматизм и профес­сиональная заболеваемость в компаниях и на предприятиях стра­ны за годы действия данной программы снизились на 40%. Наи­большая часть средств направлена страхователями на приобрете­ние СИЗ и финансирование санаторно-курортного лечения работ­ников, которые трудятся во вредных условиях. Очевидна и прямая зависимость между увеличением финансирования охраны тру­да и сокращением количества случаев производственного травма­тизма и вновь выявленных профзаболеваний. Так, по данным ФСС, в 2002 году в стране было зарегистрировано 134,7 тыс. подобных случаев, а через год их число сократилось более чем на 16 тыс. Дан­ные последующих лет подтверждают тенденцию: к 2008 году вло­жения в безопасность труда превысили 3 млрд, а количество случа­ев производственного травматизма и профзаболеваний снизилось до 90,2 тыс.

ФСС активно пропагандирует механизм экономической заинте­ресованности работодателей, однако возможность такого финан­сирования используют, к сожалению, далеко не все. Как правило, причина кроется в отсутствии информации о данной возможности и в том, что руководство небольших (в том числе строительных) фирм по разным причинам не стремится воспользоваться этим ви­дом финансирования, хотя специализация таких компаний пред­полагает проведение мероприятий по охране труда. Некоторые же страхователи не находят времени, чтобы подготовить необходи­мые документы.

Руководитель автономного учреждения, №9, сентябрь 2011 г.

 

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение