Проверки по охране труда: типичные нарушения - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе Проверки по охране труда: типичные нарушения

Проверки по охране труда: типичные нарушения

В 2010 году количество проверок государственной инспекции труда превысило 180 тыс. В двух случаях из трех контролеры находили мно­жество нарушений трудового законодательства и законодательства об охране труда. Общее же число обнаруженных нарушений за год пре­высило 1 мл н. Проверка Гострудинспекции обычно состоит из двух бло­ков: инспектирования работы отдела кадров и проверки охраны труда. Второй блок - гораздо более сложный и объемный - обычно больше за­ботит работодателей, хотя идеального порядка в кадровых докумен­тах тоже далеко не всегда легко достичь. Как подготовиться к проверке по охране труда и исправить ошибки по ее итогам?

Обучаем работников

Придя в организацию с проверкой, инспекторы в первую оче­редь выяснят, ознакомлены ли сотрудники с правилами тех­ники безопасности. Именно в этой части законодательства об ох­ране труда чаще всего допускаются ошибки.

Обучение персонала начинается с вводного инструктажа на ра­бочем месте, который является общим для всех категорий работ­ников. Факт инструктажа необходимо зафиксировать письменно, а для этого нужно завести журнал. Одно из типичных наруше-

ний - инструктируют только среднее и низшее звено основ­ных подразделений, а не всех сотрудников, при этом не ведет­ся или вовсе отсутствует журнал.

Государственная инспекция труда (далее - ГИТ) провела проверку государ­ственного автономного учреждения на предмет соблюдения требований за­конодательства об охране труда. Выяснилось, что в АУ отсутствуют такие обязательные документы, как:

-       журнал регистрации вводного инструктажа;

-       программа проведения вводного инструктажа;

-       приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вво­дного инструктажа.

Учреждению выдали предписание устранить выявленные нарушения, а на директора как должностное лицо был наложен штраф.

Кроме вводного существуют и другие виды инструктажа: первич­ный, повторный, внеплановый и целевой. В этой части и начина­ются различия для каждой категории работников. Сведения о том, кого инструктируют, когда проводился инструктаж и какой имен­но, заносятся в отдельный журнал регистрации инструктажа на ра­бочем месте. Обратите внимание, что все сотрудники, прошедшие инструктаж, должны поставить свои подписи в соответствующем журнале, иначе будет невозможно доказать, что работник проин­структирован. Очень часто проверяющие сталкиваются и с тем, что работодатели «забывают» проводить повторный инструктаж.

В муниципальном учреждении ГИТ провела плановую проверку. Было об­наружено, что работодатель допускал работников к исполнению трудовых обязанностей без проведения вводного инструктажа. Отсутствовали жур­нал регистрации инструктажа на рабочем месте, программа проведения ин­структажа на рабочем месте, а также перечень работников, освобожден­ных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. По итогам проверки учреждению было выдано предписание об устранении нарушений законодательства об охране труда. В соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ уч­реждение было оштрафовано.

Регламентируют организацию обучения персонала правилам охраны труда ГОСТ12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда» и Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Поряд­ка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее - Порядок, утвержденный Постановлением №1/29). Трудовая инспекция вправе отстранить работника, не подготовленного должным об­разом, и приостановить деятельность организации, нарушающей нормы охраны труда.

Соблюдаем требования законодательства

Инспектор вправе проверить и фактическое соблюдение норм охраны труда. Например, как обустроены рабочие места - пра­вильно ли организовано освещение, расположены компьютеры, есть ли паспорта на оборудование, замеры изоляции. Поэтому це­лесообразно самостоятельно проверить все эти нюансы и до при­хода инспектора привести их в соответствие с нормативными тре­бованиями - поменять перегоревшие лампы, поставить на рабо­чие столы, где есть ПК, настольные осветительные приборы, про­верить заземление и т.д.

Нередко организации штрафуют за непроведение таких меро­приятий, как аттестация рабочих мест по условиям труда, пред­варительный (при поступлении на работу) и повторный медосмо­тры, предрейсовый медосмотр (если в организации есть водите­ли). Отсутствие документов о проведении подобных мероприятий влечет серьезный штраф. Так, положения ст. 212, 213 и 266 ТК РФ содержат прямые указания на то, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя. Инспектор вправе отстранить от работы сотрудника, если тот не прошел мед- обследование. Работодателю же придется оплатить все время от­странения от работы как простой (ст. 76 ТК РФ).

Кроме того, организация должна будет заплатить штраф в раз­мере от 30 ООО до 50 000 руб., а лично руководитель - от 1 000 до 5 000 руб. Повторное нарушение и вовсе грозит дисквалифика­цией на срок от одного года до трех лет. Подобные меры предусмо­трены в ст. 5.27 КоАП РФ.

Что можно исправить заранее?

Избежать многих проблем возможно, если грамотно подгото­виться к проверке. Тем более что политика государства в вопросе охраны труда направлена не столько на наказание, сколько на реальное устранение ошибок и приведение условий труда к требова­ниям законодательства РФ. С этой целью был разработан и при­нят Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно ч. 7 ст. 9 данного закона информация о плановых проверках размещается на интернет сайте Генеральной прокуратуры. План составляется на год. В нем пе­речислены организации, которые инспекторы посетят в текущем году, указаны дата начала проверки и основание для ее проведе­ния. Поэтому учреждениям, у которых плановая проверка прохо­дила более двух лет назад, стоит проверить, нет ли их в списке. То же самое касается организа­ций, еще ни разу не подвергав­шихся проверке.

Итак, если вы нашли свое уч­реждение в сводном плане, нуж­но срочно предпринять меры, чтобы контрольное мероприятие прошло максимально гладко.

В первую очередь приказом ру­ководителя необходимо опреде­лить ответственного за организацию охраны труда в учреж­дении и отправить данного сотрудника на обучение (оно длит­ся не больше недели). Это может быть любой сотрудник, в том числе директор. Обратите внимание, что с 1 декабря 2010 года об­учение проводят только аккредитованные организации.

После того как работник, на которого возложена ответствен­ность за охрану труда, пройдет обучение и получит подтвержда­ющий это документ, он сможет наряду с основной работой вы­полнять должностные обязанности специалиста по охране труда и проводить инструктажи. Альтернативный вариант - заключить договор с аккредитованной организацией, оказывающей услуги в этой области.

Второе, что необходимо сделать до прихода инспектора, - про­верить наличие и надлежащее оформление документов. Напри­мер, журнал регистрации вводного инструктажа необходимо про­шнуровать, пронумеровать и скрепить печатью и подписью руко­водителя учреждения.

Инспектор вправе проверить фактическое соблюдение норм охраны труда. Организацию могут оштрафовать за непроведение аттестации рабочи мест по условиям трупа, предварительного (при поступлении на работу) и повторного медосмотров, а такжепредрейсовых медосмотров (если в организации есть водители).------------

Третье действие - проверить, как проводится обучение по ох­ране труда. Если в организации нет инструкций по его охра­не, значит, надо их разработать. Для этого используются меж­отраслевые (отраслевые) типовые инструкции по охране труда, а при их отсутствии - правила по охране труда, требования безо­пасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной докумен­тации изготовителей оборудования, а также в технологической документации. Разумеется, необходимо учитывать и специфику конкретного учреждения.

Разработку программы инструктажа можно поручить, издав приказ, начальникам и другим специалистам основных подраз­делений. Однако готовую программу инструктажа все же необхо­димо согласовать со службой охраны труда (ответственным по ох­ране труда) и утвердить у руководителя организации. Напомним, что обучение по охране труда должны проходить все работники, в том числе руководитель организации (ст. 225 ТК РФ).

В ходе проверки в федеральном государственном учреждении обнаружи­лось, что руководители не проходили обучение - оно было организова­но приказом, который на высшее руководящее звено не распространял­ся. Государственный инспектор вынес предписание отстранить от работы директора и двух его заместителей. Согласно п. 2.1.6 и 3.3 Порядка, утвержденного Постановлением №1/29, по требованию должностных лиц контролирующих органов в отношении отстраненных работников был про­веден внеплановый инструктаж на рабочем месте, а также внеочередная проверка знаний требований охраны труда. Инспектор был проинформи­рован о проведенном обучении руководителей учреждения и разрешил им приступить к работе.

Четвертая мера - проверить, проводилась ли аттестация ра­бочих мест по условиям труда. Согласно ст. 212 ТК РФ эта про­цедура обязательна для работодателя. Кроме того, она снижает риск возникновения нарушений норм охраны труда. Конечно, аттестация потребует определенных расходов, ведь чтобы каче­ственно провести ее, придется пригласить специализированную организацию, имеющую квалифицированных специалистов и не­обходимое оборудование. Однако, если учреждение решит сэко­номить на данном мероприятии и при проверке это обнаружится, последует штраф за нарушение законодательства об охране труда.

Аттестация одного рабочего места в среднем стоит 2 000- 4 000 руб. - в зависимости от количества вредных и опасных факторов производственной среды, действующих на сотрудника. Офисные рабочие места, как правило, обходятся работодателю де­шевле. Если денежных средств недостаточно, чтобы провести ат­тестацию в полном объеме, учреждению следует хотя бы начать ее проведение.

Муниципальное учреждение нашло себя в списке плановых проверок на 2011 год. Мероприятие должно состояться 14 ноября 2011 года. Аудит по охране труда выявил, что аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждении не проводилась. Руководство обратилось в аккредитован­ную компанию, имеющую право оказывать подобные услуги.

Обсудив финансовые возможности и сложившуюся ситуацию, стороны при­няли решение заключить договор на проведение аттестации рабочих мест, но выполнять работу поэтапно. Количество рабочих мест, которое нужно ат­тестовать в каждом этапе, а также сроки регулировались дополнительны­ми соглашениями. К моменту проверки в муниципальном учреждении бы­ло аттестовано всего пять рабочих мест (общее их количество - 25). В ходе проверки инспектор обратил на это внимание, пояснив, что нужно в обя­зательном порядке аттестовать все рабочие места, однако предписание не выдал.

Согласно действующему законодательству сроки проведения ат­тестации не ограничены. Существует лишь срок действия аттеста­ции - пять лет. Еще один важный момент: профессии или долж­ности сотрудников, рабочие места которых были аттестованы, должны совпадать с существующим штатным расписанием и за­писью в трудовой книжке. На это инспектор обязательно обратит внимание.

Проверяем договоры

Трудовые договоры с работниками - первое, что проверят кон­тролеры, инспектируя работу отдела кадров. Договоры должны быть заключены со всеми работниками без исключения.

Типичная ошибка, допускаемая кадровиками, - в документ не вписана сумма оклада (тарифной ставки), а использована формулировка «с оплатой согласно штатному расписанию». Это незаконно, поскольку не соответствует требованиям ст. 57 ТК РФ.

Кроме того, на время испытательного срока сотруднику работода­тели часто устанавливают меньшую зарплату. Это тоже неверно - нарушается положение ст. 132 ТК РФ.

Обязательно проверьте, нет ли незаконно заключенных с сотруд­никами гражданских договоров (подряда, на выполнение работ, оказание услуги). Если инспекция выявит, что фактические трудо­вые отношения оформлены гражданским договором, она потребует от работодателя восстановить все нарушенные права работников. В таком случае придется выплатить отпускные, командировочные, оплатить больничные. Кроме того, инспекция обратится к специ­алистам ФСС и налогового органа, а те, в свою очередь, взыщут не­доимку и пени по страховым взносам и наложат штрафы.

Если учреждение оформило с сотрудником срочный трудовой договор, придется доказывать инспектору, что характер работы или условия ее выполнения не позволяли заключить с работни­ком договор на неопределенный срок. Варианты срочной работы перечислены в ст. 59 ТК РФ - например, замена временно отсут­ствующего работника, сезонные или временные работы, работы, выходящие за рамки обычной деятельности организации.

Соблюдаем порядок выдачи зарплаты

Инспекторы также проанализируют, соответствует ли систе­ма оплаты труда организации действующему законодательству, не ущемлены ли права отдельных работников. Согласно ст. 136 ТК РФ заработок должен выплачиваться не реже двух раз в месяц. Если учреждению удобнее выдавать зарплату реже, следует полу­чить от сотрудников заявления с просьбой платить деньги один раз в месяц.

Выдавая заработную плату, учреждение обязано в письменной форме извещать каждого работника о ее составных частях, осно­ваниях и размерах удержаний, а также общей сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ). Форму расчетного листка, выдаваемого работнику, должна разработать сама организация, - это ГИТ про­веряет часто.

Рабочее время и отпуск

Каждая организация обязана вести учет рабочего времени со­трудников. Для этого предусмотрен табель учета рабочего вре­

мени. Проверяя его, контролеры обращают внимание на учет сверхурочной работы. Если они обнаружат, что сотрудники уч­реждения работали сверхурочно или в выходные дни, последнему придется дополнительно заплатить работникам.

Учреждение постоянно привлекало сотрудников к сверхурочной работе, за что платило им премии. Такой вывод трудовой инспектор сделал, изу­чив табель учета рабочего времени и приказы о премировании. Директор учреждения пояснил, что такие действия были обусловлены особенностя­ми производственного процесса. Несмотря на то что размер премий значи­тельно превышал предполагаемую сумму оплаты сверхурочных, инспектор оштрафовал директора на 1 ООО руб. (ст. 5.27 КоАП РФ) и предписал опла­тить работникам часы сверхурочной работы.

Что касается правильности предоставления отпусков, до прихо­да инспектора не забудьте проверить:

-   все ли работники ходили в отпуск за последние годы;

-   соблюдался ли при этом график отпусков;

-   всем ли работникам правильно были рассчитаны и выплачены отпускные.

Продолжительность отпусков должна быть не меньше установ­ленной законом. Если по заявлению работника ежегодный отпуск делился на части, хотя бы одна его часть не должна быть меньше 14 календарных дней (ст. 125 ТК РФ).

Проверяем кадровика

Очень часто в организациях произвольно оформляются доку­менты, форма которых утверждена Постановлением Госкомста­та РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Ошибки встречаются в формах приказов, личных кар­точек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета ра­бочего времени и других документах по учету кадров, расчету ра­бочего времени и оплате труда. «Самодеятельность» организаций приводит к тому, что документы не содержат важнейших условий, которые предусмотрены законодательством. Например, многие организации не пишут в приказах, на основную работу принят ра­ботник или по совместительству, с какого числа он обязан присту­

пить к работе или с какого числа уволен. В штатном расписании, составленном не по форме, подчас отсутствует указание окладов, количества штатных единиц по должности или даже части долж­ностей.

Ни одна проверка не обходится без изучения кадровых прика­зов. Инспекторы проанализируют документы о приеме на работу (форма Т-1), переводе (формы Т-5 и Т-5а), отпусках (формы Т-6 и Т-ба), увольнении (формы Т-8 и Т-8а), командировке (формы Т-9 и Т-9а), поощрении (формы Т-11 и Т-11а). Типичная ошибка рабо­тодателей - с тем или иным приказом они забывают ознакомить сотрудников под расписку. Причем кроме подписи работник дол­жен также поставить дату ознакомления. Проверит инспектор и основания приказов - заявления, акты, докладные и т.д.

Кроме того, контролеры часто обнаруживают несоответствие записей в трудовых книжках приказам о приеме на работу в учреждение или о переводе на другую работу. Напомним: трудовые книжки должны быть заполнены согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, изготовления блан­ков трудовой книжки и обе­спечения ими работодателей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225, и в соответствии с Инструкцией по заполнению тру­довых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 №69.

Другие внутренние документы

Нередко проверке подвергаются такие внутренние документы организации, как коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премирова­нии. Перечисленные документы:

  • должны быть составлены в строгом соответствии с действую­щим законодательством;
  • не должны ухудшать положение работника по сравнению          с нормами законов;
  • не должны противоречить друг другу.

Однако прежде всего данные документы не должны противоре­чить трудовым договорам. Зачастую оказывается, что для одних и тех же должностей существуют разные режимы работы, а если сопоставить штатное расписание, положение об оплате труда и премировании с трудовыми договорами, обнаружатся разные системы оплаты труда и разные даты получения зарплаты. Поэто­му до визита инспекторов целесообразно проверить, не отличают­ся ли условия, указанные во внутренних документах учреждения, от тех, которые указаны в ТК РФ, - разницы в сторону ухудшения условий для работников быть не должно.

При имеющемся коллективном договоре нужно учитывать и его положения. Работодатель нарушит законодательство (ст. 8 ТК РФ), если предусмотрит в трудовом договоре с работником условия, ухудшающие его положение по сравнению с коллективным дого­вором. У инспекторов появится основание для наложения штрафа.

В коллективном договоре государственного учреждения здравоохранения было записано: «Установить пятидневную рабочую неделю с двумя вы­ходными днями». Однако в трудовых договорах с врачами была установ­лена шестидневная рабочая неделя общей продолжительностью 40 часов. По результатам проверки трудовой инспектор предписал выплатить всем работникам, которые работали по субботам, компенсацию. Кроме того, ру­ководитель учреждения был оштрафован за нарушение трудового законо­дательства на сумму 1 500 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Если бы в данной ситуации коллективный договор не был за­ключен, оснований для штрафов не возникло бы. Инспекторы мог­ли бы лишь рекомендовать работникам заключить его.

Все локальные документы организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, инструкции по охране труда и т. д.) необходимо принимать с соблюдением над­лежащей процедуры. Если для их утверждения нужно согласие представительного органа работников, соответствующие визы на документе должны присутствовать. При отсутствии профсоюза локальные акты надо согласовать с общим собранием работников или советом трудового коллектива. Проверьте, ознакомлены ли

работники с названными документами под расписку и с указани­ем даты ознакомления. В случае изменения локальных актов со­трудники должны быть ознакомлены с их новой редакцией.

Если инспектор обнаружил не более двух-трех нарушений и они не повлекли за собой жалоб работников, удержаний из зарплаты, недоплат, нарушений норм рабочего времени и т.д., штрафа можно избежать. Законодательство предоставляет инспекторам право освобождать виновных от ответственности по причине ма­лозначительности нарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Также проверяю­щие могут снизить штраф, если руководство учреждения обратит их внимание на смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ), - например, на то, что нарушение совершено впервые. При этом нужно продемонстрировать инспектору, что вы стремитесь испра­вить выявленные ошибки и соблюдать требования трудового за­конодательства.

РУКОВОДИТЕЛЬ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, №6. ИЮНЬ. 2011 г.

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение