Пропаганда охраны труда - ООО "ЦСЭТ" Нижний Новгород

Новости

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г.

22.04.2014

Читать дальше...

О разработке проектов федеральных законов «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»»

25.06.2013

Читать дальше...
Читать все новости
Главная О нас Мы в прессе Пропаганда охраны труда

Пропаганда охраны труда

По информации Международной организации труда, в мире ежегодно происходит около 270 млн несчаст­ных случаев и примерно 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. Порой травмы и раз­витие болезней провоцируют сами работники, не умеющие, не знаю­щие, а иногда и не желающие выполнять технику безопасности. Поэтому в каждой организации необходи­мо прививать культуру труда и зани­маться пропагандой его охраны. Ка­ким образом это делать?

Информационное и эмоциональное воздействие на работников способствует созданию положительного отношения к труду, улучшению состояния условий труда, оно снижает риск возникно­вения аварийных и иных нештатных ситуаций и, соответственно, связанных с ними материальных потерь. В то же время примене­ние активных методов агитации мотивирует сотрудников на без­опасный труд, тем самым способствуя повышению корпоративной этики.

Цели и задачи

Массовую работу по пропаганде в основном проводят в кабине­тах по охране труда, имеющихся во многих организациях. Каби­нет служит методическим центром, используется для проведения обширного комплекса мер, направленных на соблюдение техники безопасности. Здесь проводится обучение, инструктаж, семинары, собрания, лекции, беседы и другие мероприятия, способные при­влечь работников к действиям по оздоровлению условий труда и снижению уровня травматизма.

Но что делать, если в учреждении для этих целей не предусмо­трен отдельный кабинет? В этом случае стоит организовать уго­лок охраны труда, разместив там всю необходимую информацию. Однако не стоит забывать, что наличие кабинета или уголка охраны труда является требованием трудового законодательства (По­становление Минтруда РФ от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).

Агитацию за безопасность можно проводить и непосредственно на рабочих местах. Главное - руководитель или другое ответствен­ное лицо с помощью пропаганды должен донести до сознания каждого работника важность создания благоприятных усло­вий труда, необходимость выполнения норм и правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдение тех­нологической и трудовой дисциплины, проведение мероприятий по профилактике травматизма и профзаболеваний.

Действенная система безопасности труда уменьшает количество опасных факторов производства или снижает уровень их воздей­ствия на работников, а также предполагает обеспечение средства­ми индивидуальной защиты. Кроме того, она способствует повышению профессиональных умений человека, и в результате увели­чивается производительность труда.

В свою очередь, главной задачей пропаганды является создание позитивного настроя по отношению к безопасности труда - при ее достижении почти все методы будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. Если заниматься пропагандой актив­но и регулярно, она также будет способствовать быстрому вне­дрению современных средств обеспечения техники безопасности и точному соблюдению санитарно-гигиенических требований.

Информирование

Впрочем, агитация не всегда вызывает положительную реакцию работников. Здесь многое зависит от качества распространяемой информации. В пропагандистских материалах не стоит использо­вать общие призывы к безопасному труду. Пользу может принести только информация, указывающая на конкретный способ действий и выгоду от них. Неэффективны также общие указания на потен­циальную опасность (даже с подтверждением фактами о частоте и тяжести несчастных случаев) без объяснения, как и когда она проявляется и как ее предотвратить.

О безопасности труда надо всегда говорить конкретно и по делу, избегать стандартных и заученных фраз. Ни в коем случае нельзя запугивать: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к работе.

Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы. При одноканальных коммуникациях есть канал воздействия, но от­сутствует обратная связь. Инфор­мация здесь доводится до работ­ников с помощью печатных изда­ний (брошюр, информационных листков), плакатов, информаци­онных стендов, выставок, лекций и докладов, аудиовизуаль­ных средств (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи). Двухканальная коммуникация предполагает, что в процессе воздействия на сотрудников органи­зации существует возможность контролировать восприятие пере­данной информации. Этот способ пропаганды реализуется посред­ством бесед и коллективного обсуждения проблем.

Плакаты и стенды

Самым распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Его назначение - раскрыть природу опас­ности, разъяснить работнику, в чем и как она может проявиться, и благодаря этому усилить мотивацию к безопасной работе. Пла­кат является наиболее простым и дешевым способом агитации, в то же время он эффективен, поскольку плакаты на стендах сотрудники изучают более часто и детально по сравнению с други­ми источниками информации. Главное здесь - заинтересовать ра­ботника: материал должен привлекать внимание, заставлять заду­маться. Плакаты целесообразно размещать не только в кабинетах или уголках охраны труда, но и на рабочих местах. В этом случае их эффективность возрастает.

Наиболее убедителен плакат, который передает сюжет, позво­ляющий составить представление о характере опасности, ее воз­действии, способе защиты и эффекте. Такая подача информации дает возможность противопоставить положительные эмоции за­щищенного от опасности работника отрицательным эмоциям на­рушителя, получившего травму. Обратите внимание, что рядового сотрудника заинтересуют в плакате не столько последствия ошиб­ки, сколько причина произошедшего.

Лекции

Хорошим способом повышения уровня информированности кол­лектива являются тематические лекции, хотя в последнее время данный способ агитации применяется все реже. На смену приш­ли близкие ему по сути семинары, презентации, выставки и пр. Правда, из всего коллектива на семинар или выставку направля­ют, как правило, лишь несколько сотрудников одной организации. Естественно, эффективность пропаганды при этом снижается.

Поэтому для всего коллектива учреждения полезно хотя бы ино­гда читать доклады (это могут делать руководители подразде­лений). Их задача - расширить кругозор слушателей и привлечь внимание к вопросам охраны труда, на примерах состояния охра­ны труда и анализа конкретных недостатков дать рекомендации по их устранению. Темами таких лекций, например, могут быть:

-    меры безопасности при работе за компьютером;

-    профилактические мероприятия по снижению утомляемости глаз;

-    способы устранения причин профессиональных заболеваний;

-    профилактика профзаболеваний.

Какой способ выбрать?

Конкретный способ пропаганды должен выбираться в зави­симости от того, какую задачу предстоит решить учреждению. В представленной ниже таблице показано, насколько пригоден тот или иной способ одноканальной коммуникации для решения основных задач пропаганды охраны труда. Число плюсов в таблице указывает на степень эффективности способа (+ - средняя степень, + + - высокая степень).

Эффективность способов одноканальной коммуникации

Задачи пропаганды охраны труда

Способы пропаганды охраны труда

Плакаты

Доклады,
лекции

Печатный
текст

Кино,
слайды

Обучение безопасному выпол­нению простой работы

+ +

+ +

 

 

Краткие пояснения по ходу работы

+

+ +

+ +

+

Пояснения причин несчастных случаев

 

 

+ +

+ +

Иструктаж, разъяснение целей использования средств защиты

 

 

+ +

+ +

Сообщение о несчастных случаях

 

 

 

+ +

Беседы по охране труда

Беседы, темами которых становятся наиболее злободневные про­блемы, возникающие в процессе работы, предназначены в основ­ном для небольших групп сотрудников. К примеру, если в коллек­тиве возросло число случаев заболеваний верхних дыхательных пу­тей, беседа может быть посвящена способам их предупреждения. Иногда стоит поговорить о случаях нарушения инструкций по без­опасным способам работы или разобрать содержание инструкции по охране труда. В любом случае беседы должны быть краткими, выразительными, с конкретными примерами.

Подобный способ взаимодействия с коллективом позволяет в не­формальной обстановке заострить внимание сотрудников на име­ющихся недостатках в работе, способах их устранения, а также получить информацию о состоянии дел непосредственно от испол­нителей. Эта форма пропаганды имеет высокую эффективность, поскольку нацелена на обсуждение вопросов, актуальных для ор­ганизации в настоящий момент.

Творческий подход к пропаганде

В последнее время при пропаганде охраны труда приветству­ется (особенно в молодых коллективах) применение новых, «не­формальных» способов. Пример такого неформального подхода - организация различных конкурсов на тему охраны труда, ис­пользование возможностей современной вычислительной техники и коммуникационных средств для распространения информации, а также внедрение собственных систем оценки состояния охра­ны труда, в том числе предусматривающих материальное стиму­лирование работников (например, систему премирования/депремирования). Можно предусмотреть и нематериальное поощрение (наказание), например, в том же уголке охраны труда размещать информацию о работниках, которые нарушили правила техники безопасности.

Традиция ежегодно 28 апреля отмечать Всемирный день охраны труда также поможет организации привить работникам культуру безопасности труда. В этот день можно провести тематические бе­седы, прочитать доклад или лекцию, рассказать о планах в области улучшения условий труда (какие технологии планируется внедрить, сколько средств на это потратить) или, наоборот, о том, какие меро­приятия были проведены в прошлом году. Зная о действиях орга­низации в этом направлении, работники, как правило, начинают положительно относиться к вопросам безопасности труда.

В качестве иллюстрации рассмотрим следующий пример. Авто­номное образовательное учреждение два раза в год проводит смотр учебных кабинетов, в котором участвует руководство АУ. Цель ме­роприятия - выявить, соответствуют ли помещения требованиям санитарных норм и правил, способствуют ли качественному про­ведению учебных занятий. Для этого в учреждении разработаны критерии оценки учебных классов, мастерских, методических центров, а по итогам смотра предусмотрены меры материального стимулирования, которые прописаны в коллективном договоре. По результатам последнего смотра в январе 2011 года пять сотруд­ников учреждения получили премию в размере 3 тыс. руб.

Именно творческий подход к информированию работников по­зволяет добиться наиболее заметных успехов в повышении каче­ства охраны труда, обеспечивает выполнение требуемых норм и правил техники безопасности, улучшает трудовую дисциплину, а также содействует более эффективному функционированию ор­ганизации в целом.

Что интересно работникам?

Обратите внимание, что при выборе способа воздействия следует учитывать степень интереса отдельных работников или всего кол­лектива к вопросам безопасности труда, приоритетность для них данных вопросов. В частности, существуют следующие закономер­ности:

  • работники, которые интересуются вопросами безопасности труда, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к указанным вопросам, предпочитают кинофильмы;
  • беседы считают полезными только те сотрудники и руководители подразделений, которые положительно относятся к вопросам безопасности;
  • литературу считают полезной те, у кого высок интерес к вопросам безопасности труда.

В заключение отметим еще один момент. Эффект от пропаган­ды охраны труда может быть усилен, если руководители среднего звена и рядовые работники непосредственно подключатся к оценке уровня безопасности труда в коллективе. В этом случае их личная степень ответственности возрастет, а сами сотруд­ники окажутся активно вовлечены в процесс оздоровления усло­вий труда.

Руководитель автономного учреждения, №4, апрель 2011 г.

 

 

Контакты

cset_lab@mail.ru
csetnn@mail.ru

(831) 251-10-82
(831) 252-06-93

(831) 281-10-82
(831) 281-10-81

Отправить сообщение